Женни Жениш кызы я встретила на экономическом форуме. Она терпеливо выслушала всех ораторов, а когда настала ее очередь говорить, девушку пытались перебить. Эту попытку она пресекла фразой: "Lady, first!" ("Дамы, вперед!"). Женни не хотела демонстрировать свое хорошее знание английского, но так уж вышло, что ей проще излагать мысли на этом языке.
Ей всего 27, она директор инвестиционно-консалтинговой компании, изучает экономическую политику "Нового Шелкового пути", а также занимается развитием социальной деятельности в стране.
— Как в 26 лет вам удалось открыть инвестиционную компанию?
— Думаю, у меня с раннего детства заложен дух предпринимательства. Мы жили в Китае, а в 1995-1996 годах родители открыли две фабрики в Кыргызстане. Тогда я бегала по комбинату и помогала рабочим упаковывать сладости. Считаю, что у меня было самое сладкое детство в мире (смеется).
В 17 лет я впервые попробовала помогать семейному бизнесу в отделе логистики — управляла товарными запасами на складах и проводила переговоры с клиентами. К слову, я была единственной девушкой на этой работе: ждала фуры из Торугарта в Бишкек, пересчитывала все товары. Чтобы разгрузить фуру, нужно 4-5 часов. В одной машине более 25 тонн товара, представляете?!
— 25 тонн! Как вы справлялись?
— Не это было самым тяжелым. В дороге товары часто повреждались, а мне еще надо было договориться с клиентами о компенсации, при этом с улыбкой на лице решая проблемы. С одной стороны, они наши клиенты, с другой — мне нужно защищать интересы своей компании. Некоторые партнеры кричали на меня, но все равно нельзя было показывать слабость, и я вновь с улыбкой решала проблемы.
— Почему не ушли?
— Уверена, что такая работа не нравится девушкам, на ней даже парням тяжело. Но я преодолела все трудности, стала сильнее морально и физически (смеется). Также получила огромный опыт работы с партнерами, научилась вести переговоры и решать проблемы.
После окончания университета родители предложили мне работать с ними или устроиться в китайскую компанию, где хорошо платили. Но я мечтала попробовать себя в местной фирме, потому что это трудно, — у меня был языковой барьер (русский язык стал для меня четвертым), и хотелось учиться в новой рабочей среде.
Затем я устроилась в местную туристическую компанию. Сама написала проект расширения программы, показала руководству, ему понравилось. Так за короткий срок я стала ассистентом генерального директора. Однако потом решила, что хочу еще больше расширить кругозор. Поступила в Колумбийский университет в Нью-Йорке, чтобы получить степень магистра.
— То есть вы полностью опровергаете выражение "Оставь свой диплом под комодом"?
— Это зависит от того, с какой целью вы получаете высшее образование. Если изучаете то, чем собираетесь заниматься, диплом — хорошая вещь, подтверждающая, что вы получили нужные знания прежде всего для себя.
— Почему променяли Нью-Йорк на Бишкек? Там ведь столько возможностей…
— В Кыргызстане больше нуждаются в экспертах. У меня собственное видение развития экономики и общества, поэтому решила продвигать свое дело здесь. В 2015 году вернулась в республику, и меня пригласили работать в государственные органы. Я уважаю госслужбу, но мне трудно существовать в такой бюрократической системе. Сейчас я просто даю консультации по экономическим вопросам "Нового Шелкового пути" государственному департаменту и научным центрам, только мне за это не платят. Они называют мою должность "на общественных началах".
Я делаю это только из-за патриотической ответственности — хочу помочь людям, принимающим решения, чтобы они могли лучше понять экономическую политику соседней страны.
— Как директор инвестиционно-консалтинговой компании посоветуйте, где найти людей, которые готовы вложить деньги в твой проект?
— Во-первых, необходимы профессиональные навыки: межкультурные коммуникации, презентации, проведение переговоров и умение решать кризисные вопросы на разных уровнях. Если инвесторы заинтересовались, работа еще не закончена. Нужно оказывать сопутствующие услуги для инвесторов и в проектах.
Даже в условиях самого благоприятного сотрудничества на подписание контракта может уйти несколько лет… Еще нужно понимать, что инвестиции отличаются от грантов, иногда люди путают эти формулировки.
— Почему так долго? За это время может столько всего измениться…
— Я уже говорила о необходимости стабильности. В сфере инвестиций всегда имеются риски. Успех инвестиционных проектов тоже сильно зависит от среды. Если у нас постоянная нестабильная политика, как бы успешно мы ни привлекали инвесторов, они от нас потом убегают.
Помните, раньше говорили, что Китай готов инвестировать в наши 44 завода, "воскресить" их? Когда я встретилась с представителями китайской бизнес-делегации, которая приехала в Бишкек в рамках ШОС именно по этому вопросу, мне сказали: "Зачем нам старые заводы? Мы можем построить новые, которые будут лучше во много раз. Мы хотели инвестировать в перспективные фабрики. Государство оказывает только поддержку, а инвестиции приведут частные компании".
— Как думаете, кто виноват в провале проекта?
— Не могу судить, потому что я лично не участвовала в его реализации. Наверное, это проблема перевода, плохой коммуникации: просто было трудно позвонить в КНР или китайская сторона неправильно перевела сообщение. Жаль, что год стараний был потрачен зря. Это очень большой урок для нас. Нам нужна настоящая рабочая группа — не только из сотрудников госорганов, но также из представителей бизнес-сообщества и экспертов, чтобы помогать развивающимся фабрикам, которые реально нуждаются в инвестициях.
— Какие отрасли в Кыргызстане имеют потенциал?
— У нас много сфер, которые можно развивать. Например, "зеленая экономика": туризм, сельское хозяйство, новая энергетика, IT-технологии. Но самая важная инвестиция — это человеческий ресурс.
Некоторые эксперты считают, что можно копировать опыт Китая и строить фабрики. Я жила в этой стране и знаю, какая там экология. Те проекты, которые успешны в соседних странах, не всегда будут выигрышны у нас.
Промышленность тоже важна, но только легкая, которая не наносит особый вред экологии. Мы все равно не станем Японией или Германией по промышленным показателям, так зачем портить экологию и влиять на другие секторы экономики, которые развиваются благодаря ей? В будущем самыми дорогими товарами будут не нефть и газ, а чистая вода и воздух.
— Кыргызстану важно изучать опыт соседних стран или лучше развиваться по-своему?
— Опыт соседей может помочь в построении бизнеса. К сожалению, в Кыргызстане мало знают об экономической ситуации в соседних странах. Понимаю трудности с Китаем — присутствует языковой барьер, но мы можем наблюдать за Казахстаном.
— Что необходимо делать в таких ситуациях?
— Очень важно изучать экономическую политику соседних стран. Если мы ее не знаем, рискуем утратить конкурентоспособность и закрыться от внешнего мира. Когда наша страна начнет проводить открытую международную политику и либеральную экономику, тогда мы будем развиваться.
— Каким вы видите Кыргызстан в будущем?
— Через 50 лет люди будут мечтать о натуральных продуктах с логотипом "Made in Kyrgyzstan". Наша страна может стать образовательным центром Евразии, студенты из разных государств смогут получить у нас высококлассное образование. Кыргызстан станет центром стартап-инноваций и искусства для всего континента, а молодые специалисты получат возможность полноценно жить и работать здесь.