Очередной шедевр Мартина Скорсезе называется "Молчание". Главную роль исполнил Лиам Нисон. Колумнист Лев Рыжков не увидел в фильме love story, но заметил в зале рыдающих женщин, а работу великого режиссера сравнил с мысленными терзаниями Достоевского.
Религия не главное
Что есть, например, знаменитый шедевр "Остров проклятых", как не история о людях, отринувших Бога? Или что есть фильм "Таксист", как не исследование преисподней, лукаво и искусно замаскированной под мегаполис? Что есть, наконец, "Волк с Уолл-стрит", как не история человека, живущего "здесь и сейчас", со шкурным интересом в красном углу души?
Поэтому "Молчание" — вполне достойный элемент того же пазла, который маэстро Скорсезе выкладывает своими картинами вот уже сорок лет. И, буду говорить страшную ересь, это кино даже, в общем-то, и не о религии. Конечно, и о ней тоже. Но религия в "Молчании" — не главное.
Мильон терзаний
В двух словах суть дела. Япония XVII века. Чрезвычайно закрытая и жестокая страна. Христианство — вне закона. За самодельные крестики убивают, причем жестоко и напоказ. На Японию махнул рукой даже орден иезуитов: и послали бы туда проповедников, да миссия-то невыполнима.
Однако есть два молодых идеалиста. Игрой света и тени Скорсезе мастерски показывает, что молоко у них на губах еще не обсохло. Глаза у идеалистов горят: "И что с того, что у предшественников не получилось? То ли дело мы!". Мудрый старый иезуит смотрит на них из-под лохматых бровей, как на покойников: "Ну езжайте! Но после вас уже никого там не будет".
Исходный роман Сюсаку Эндо автор обзора читал еще в возрасте того самого идеализма, который обуревает героев. Помнится, роман показался очень жестоким и натуралистичным. Изощренные пытки, витиеватые казни. Потому перед фильмом настроился на показ всяческих мучений. И их действительно показали. Но не физические — насилия в фильме как раз-таки немного, и оно все сплошь эстетизировано в японском духе.
Страдания в основном моральные. Причем неимоверной силы и бездонной глубины. В такие Марианские впадины духа отваживался погружаться разве только Достоевский.
Пропуск в парадиз
Чтобы перечислить вопросы, над которыми бьются герои фильма, потребуется не один и даже не два обзора, а как минимум дюжина!
Потом вопросов становится только больше. Например, есть в фильме натуральный японский Иуда, который предает не один и даже не два раза. И вот он просит прощения у того, кого предал. И герой-священник после недолгого колебания отпускает ему грехи. Причем на глазах у всей паствы, которая как раз и не предавала, а терпела страдания, зарабатывая пропуск в парадиз. Егор Летов когда-то пел песню "Иуда будет в раю". Как раз об этом, получается.
И как быть, когда твоим истинам требуется весомое подтверждение (поскольку собственный авторитет хлипок и эфемерен), а Бог на небесах ну совершенно никак не дает о себе знать? И даже словно бы намеренно вредит тебе. Что есть это молчание Бога — знак согласия или симптом отсутствия?
Только для взрослых
Но, конечно, никакого кунг-фу в "Молчании" нет. Мартин Скорсезе — взрослый, умный человек, на дешевку не разменивающийся. Спасения для героев, конечно же, не предусмотрено. Все, что может с ними случиться, неминуемо произойдет. И явится даже в худшем виде, чем могло представиться.
Интрига в "Молчании" не событийная, а моральная. Отрекутся или нет герои от того святого, что у них есть? Что оправдывает их существование? И это действительно захватывающий вопрос. И что случится с героями, я вам, пожалуй, не скажу.
Добавлю только, что по большому счету "Молчание" во многом картина о предательстве. О барьерах, которые преодолевает предатель. О витиеватой системе оправданий, которая есть у каждого Иуды. О том, как с этим жить. Вопрос в общем-то актуален не только на человеческом, но и на государственном уровне. Но не будем показывать пальцем в точки на постсоветском глобусе.
Главное вот это. Религия здесь есть, конечно, но на ее месте могла быть любая система взглядов, имеющая фанатичных приверженцев. Хоть советская власть. Так что "Молчание" могло бы быть и о ней.
А вот любовной линии в ленте нет. О ней просто не задумываешься. Причем выплеску эмоций отсутствие love story совершенно не помеха. Зрительницы в зале все равно рыдали взахлеб.
В общем, можно констатировать: великий фильм. Но… только для взрослых. Что и к лучшему.