Куба
Путевка на двоих из категории "все включено" (перелет, проживание, питание) обошлась в 130 тысяч рублей. К слову, у Кубы безвизовый режим со многими странами, но Кыргызстана в этом списке нет, потому за визу нам пришлось отдать 180 долларов (12,6 тысячи сомов). В принципе, больше никаких заморочек: несколько часов перелета и — buenos dias, Куба!
Кубинцы
Жители острова — добрые, неприхотливые и свободные люди. Прежде всего они не испорчены Интернетом, потому что свободного доступа к нему попросту нет. В отелях Варадеро туристы отдают по 2 доллара за час слабого трафика.
Атмосфера жизни на Кубе великолепная. На улицах много людей, нередко поющих или танцующих. Такое впечатление, будто здесь каждый день что-то празднуют. Кубинцу ничего не стоит просто зайти в кафе и спеть для иностранцев серенаду. Много за свое выступление он не возьмет, но отработает от души.
Нам часто встречались мужчины, спящие или просто лежащие под деревом в центре города. В Бишкеке такая картина вызвала бы у прохожих пренебрежение. Но это Куба, и спящие под деревьями кубинцы не пьяны! Хотя местный ром такой доступный и такой пьянящий…
Кстати, кубинцы, занятые на производстве рома и сигар, выносят и по дешевке продают отбракованный товар. Торговля с иностранцами ведется только за "куки" — конвертируемые кубинские песо. Евро меняют на "кук" из расчета один к одному. Цены везде указаны в "куках", но для местного населения все стоит гораздо дешевле и продается за обычные песо. Эта уловка с двойной национальной валютой придумана для того, чтобы туристы оставляли на острове побольше денег.
Нас, конечно, немного огорчило, что кубинцы ничего не знают о Кыргызстане и кыргызах, но их неосведомленность простительна. 80 процентов здешних туристов — канадцы. Они приезжают на Кубу так же запросто, как мы — на Иссык-Куль. Хотя отдых на "собственном" озере иногда влетает нам в копеечку, а для канадцев отдых на Кубе стоит, извините за тавтологию, сущие копейки.
Питание
За те деньги, которые мы уплатили в турагентстве, нам позволили слишком много. Например, можно было несколько раз в день питаться на территории отеля и даже на пляже. "Пиноколада" лилась рекой — пей, не хочу!
Чиновники на Кубе зарабатывают чуть больше 25-30 евро. Но недовольных жизнью, как нам показалось, нет. Это неудивительно: медицина здесь бесплатная, образование — включая высшее — тоже.
Национальное достояние
Вы еще не забыли, как выглядит советский "Москвич"? На улицах Бишкека его сейчас можно увидеть крайне редко, а купить очень старый экземпляр реально за пару тысяч сомов (если повезет). На Кубе автомобиль этой же марки и года выпуска стоит 10-15 тысяч евро.
Цена на "кадиллаки", "шевроле" и "мерседесы" 1950-х годов, которые достались населению после кубинской революции, и вовсе колеблется от 30 до 50 тысяч. Эти автомобили, очень подержанные, по десять раз перекрашенные, являются чем-то вроде национального достояния. К ним относятся с особым трепетом и с удовольствием возят на них туристов. От изобилия цветов, их чрезмерной яркости могут даже разболеться глаза…
При Фиделе Кастро ввозить автомобили в страну и вывозить их было запрещено. Правила потихоньку меняются, но машина была и остается признаком состоятельности ее владельца.
Гавана
В старой Гаване настолько ветхие дома, что даже наши "хрущевки" по сравнению с ними выглядят симпатичнее. Но и такие строения стоят очень дорого — от 30 тысяч евро и выше, поэтому кубинцы не заморачиваются насчет покупки жилья, например, для сына: его семья будет жить с родителями. Совсем как кыргызы! Но островитяне живут шумно, эмоционально, из окон, которые чаще всего не остеклены, то и дело слышатся громкие возгласы типа: "Quiero comer!" ("Неси кушать!").
Многие говорят, Куба уже не та, что раньше. Но мы не видели ее прежде, и нам не с чем сравнивать. Остров полюбился нам именно таким, какой он сейчас. Да, кубинцы — народ бедный, но гордый, поскольку им есть чем гордиться. У них крутая история, завоеванная революцией свобода, легендарные революционеры, память о которых они чтят по сей день.
Куба была и остается Островом Свободы с чистыми пляжами, искренними и добрыми людьми, для которых очень важна их независимость. Мы непременно вернемся к тебе, Куба!