Сегодня в России живут и работают 633 тысячи кыргызстанцев, 170 тысяч из них — в Москве, такова статистика Государственной службы миграции КР. И знаете, оказавшись в этом большом суматошном городе, где самые простые вещи превращаются в проблемы, я была очень рада такому количеству "своих" в радиусе 17 километров.
За время моего недолгого пребывания в Москве не было ни дня, когда бы я не встречала кыргызстанцев, поэтому с поиском героев для интервью проблем не возникло. Их интересные и трогательные истории поджидали меня почти за каждым углом.
Канат, 23 года, продавец на рождественской ГУМ-ярмарке на Красной площади
Сюда, на ярмарку, чаще приходят туристы, которые отважились посетить Москву в зимнее время. Нарядные деревянные павильоны, двухъярусная карусель и ледовый каток завораживают и не дают пройти мимо. Тут же можно полакомиться блинчиками с красной икрой, согреться чаем из гигантского самовара и пуститься в пляс под русскую польку в обнимку с ростовой куклой — бурым медведем. А перед уходом не забыть купить хохломских матрешек или варежек из овчины и козьего пуха, которыми торгует мой первый собеседник — 23-летний Канат из Джалал-Абада.
— На родине я таксовал, денег семье не хватало. Два года назад решил поехать в Москву — здесь работы больше и зарплаты не такие мизерные, как в Кыргызстане.
Первое время работал грузчиком в продуктовом магазине, потом брат устроил меня сюда продавцом. Ярмарка длится три месяца — с начала декабря до конца февраля. За это время удается заработать денег на девять месяцев жизни в Кыргызстане. Я получаю процент от общей прибыли павильона, которая в среднем составляет 7-9 миллионов в месяц. Зарплата выходит неплохая, но приходится стоять по 12 часов на холоде. Например, перед Новым годом был жуткий мороз — около 35 градусов ниже нуля.
Покупатели в основном из числа туристов. Они часто шутят, что русский товар продают все, кроме самих русских. Я не обижаюсь и в ответ говорю: "Кто же из москвичей согласится на такую работу?".
Времени на развлечения и прогулки у меня не бывает. Даже в Новый год работал до трех часов ночи. Отдыхать буду в Кыргызстане, а сюда я приехал работать. К тому же, когда все время занят, удается немного отвлечься от мыслей о семье. Очень скучаю по всем, особенно по дочке. Ей всего четыре месяца, а я, к сожалению, так далеко…
Майрамкан, 24 года, плетет русские косы в торговом центре на Манежной площади
В Охотном ряду среди сотни бутиков и десятка ресторанов мне довелось повстречать 24-летнюю Майрамкан из села Кара-Кульджа Ошской области, которая работает мастером по косоплетению. Она на шестом месяце беременности, но все равно продолжает украшать московских модниц русскими косами. Парикмахерский стол Майрамкан установлен на втором этаже торгового центра и соседствует с известными марками косметики и одежды — M·A·C, The Body Shop, Victoria's Secret, Zara.
— Первый раз в Москву я приехала в 16 лет. Тогда мне, девочке из села в высокогорной долине, казалось, что здесь крутятся большие деньги, а значит, высока вероятность хоть что-то заработать. Первое время было тяжело — спасало только то, что я не чуралась грязной работы: мытья полов, уборки посуды и грязных салфеток со столов точек быстрого питания.
Мастером по косоплетению работаю уже пятый год. Я нигде специально не обучалась и не проходила мастер-классы, а освоила разные техники плетения благодаря видеоурокам в Интернете. Работу нашла через онлайн-бюро вакансий. Когда пришла устраиваться, не стала врать — сразу сказала, что я в этом деле новичок. Меня попросили показать, что умею, и, убедившись в моей способности к обучению, приняли на работу.
Замуж вышла четыре года назад. После свадьбы мы с мужем сразу вернулись в Москву на заработки. Дочку пришлось оставить с бабушкой и дедушкой в Кыргызстане, выбраться к ним получается не чаще двух раз в год. Я очень скучаю! Совсем не понимаю мигрантов, которые не навещают свои семьи по 5-7 лет. У них точно нет сердца…
За восемь лет жизни здесь я полюбила Москву. Это правда очень красивый город. Больше всего мне нравится Парк культуры и отдыха имени Горького. С ним связано много хороших воспоминаний, поэтому хочется возвращаться туда вновь и вновь. Русскую кухню я так и не полюбила, зато от японской и китайской в восторге. Но возможность выбирать бывает не всегда — ем то, что могу себе позволить.
Через неделю улетаю домой. Наконец-то! Последний раз была в Кыргызстане в мае прошлого года. Повезу дочке обещанные подарки — серьги и платье.
Сыялбек, 30 лет, реставрирует храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках
Прогуливаясь по Кулишкам — одному из старейших районов Москвы, я побрела от скудной Хитровской площади по Подколокольному переулку к станции метро "Китай-город". Эти незатейливые улочки располагают к тихим прогулкам и как будто переносят в прошлое столетие. Район — самое то для съемок исторических фильмов. Пройдя мимо колокольни и пары церквей, увидела мужчину азиатской внешности в испачканной и изодранной строительной униформе. Он стоял возле полуразрушенного храма и смаковал сигарету.
Живу с друзьями в общежитии недалеко от работы. Иногда вместе выбираемся в кинотеатр, но основную часть свободного времени провожу дома. Кстати, график работы вполне адекватный — с 9 часов утра до 6 вечера пять дней в неделю.
Каких-то проблем из-за национальности у меня не возникает. Ну, конечно, кроме шуток коллег, что я гастарбайтер и мне пора отрастить бороду и завербоваться в ИГИЛ… Правоохранительные органы не придираются, так как у меня российский паспорт. Получил его лет пять назад, на оформление ушло всего два месяца. Некоторые родственники и друзья до сих пор косятся и говорят: "Зачем тебе этот паспорт сдался?", но я не обращаю внимания. Хочется обосноваться в Москве, купить здесь жилье, перевезти семью, устроить детей в местную школу. Многие мои друзья из Кыргызстана уже купили здесь дома, квартиры, дачи… А вообще, Москва — город, в который лучше всего ехать исключительно на заработки.
Акылбек, 30 лет, по выходным работает таксистом, по будням — в службе доставки
Субботний вечер. У входа в торговый центр "Авиапарк" толпятся довольные люди с ворохами покупок в руках, рюкзаках, тележках. И все — в ожидании бесплатного автобуса, который доставит до ближайшей станции метро. Нервничают, смотрят по сторонам… Кто там говорил, что этот автобус приезжает каждые 15 минут?!
К остановке подъехал таксист, решивший воспользоваться моментом, и послышался знакомый акцент: "Такси! Сто рублей! Динамо!". Так я познакомилась с 30-летним Акылбеком из Нарына.
В Кыргызстан летаю один раз в год — навестить родителей. Они, кстати, сначала плохо восприняли новость о моем переезде, но потом смирились. Больше всего скучаю по Иссык-Кулю и нарынскому бешбармаку. Наверное, поэтому мое самое любимое место в Москве — кафе-клуб "Кыргызстан" на Полярной улице. Стараюсь заглядывать туда, когда выдается свободный вечер.
Асель, 20 лет, официантка в кафе на Новом Арбате
Интерьер "Вареничной №1" возвращает посетителей во времена красных галстуков и партсобраний. На входе полка с книгами из серии "ЖЗЛ" и ручная швейная машинка "Зингер"; чуть дальше, на барной стойке, — медовуха, хреновуха и клюковка. В меню вареники всевозможных видов. Официантки одеты по-советски — коричневые платья и белые фартуки, обшитые белым кружевом. На груди одной из них красуется золотистый бейдж "Асель".
— Я уехала в Москву из села Кадамжай Баткенской области в ноябре 2014 года, после того как окончила школу и поступила на заочное отделение экономического факультета Ошского госуниверситета. Мне катастрофически не хватало денег на элементарные вещи — обед, транспортные расходы, пополнение баланса на телефоне, поэтому решила уехать на заработки. У нас на юге девушек воспитывают очень строго, поэтому сначала семья взбунтовалась из-за моего отъезда, но постепенно отец и мама смягчились и отпустили под предлогом, что за мной будет присматривать тетя, которая живет в Москве.
Еще очень скучаю по национальной кухне. У меня даже появилась небольшая традиция после получения зарплаты ходить в чайхану. К сожалению, не могу себе позволить питаться пловом и мантами каждый день.
В "Вареничной №1" работаю по 10-12 часов. За каждый час платят 83 рубля — в месяц выходит 14-20 тысяч, плюс щедрые чаевые клиентов. Но все равно приходится экономить, чтобы отправить хоть немного денег родителям, отложить на учебу и уплатить 7 тысяч рублей за аренду комнаты. Ежемесячно откладываю на поездку домой — близких удается навещать раз в год.
Мечтаю скорее вернуться в Кыргызстан, получить диплом, устроиться на работу по специальности и обеспечить родителям жизнь в достатке. А потом, как все, выйти замуж и родить.