На этой неделе в прокат выходит по-настоящему душераздирающий триллер "Сплит". "Душераздирающий" — не просто красивое слово, а фактически спойлер, ибо душа главного героя разодрана на 23 части. Именно столько личностей нашли приют в его теле, сложив пазл маньяка и похитителя девочек.
У "Сплита" роскошный и очень страшный трейлер, по степени увлекательности даже образцовый. Посмотрев его, вы обязательно захотите ознакомиться с самим фильмом, который снял, к слову, знаменитый Найт Шьямалан — один из тех голливудских визионеров, чьи фантазии на пленке не "отмывают" бюджет, но потрясают разум. На картины мастеров такого уровня идешь, как в гости к другу, которого не видел сто лет.
Созвездие актеров
На самом деле у Макэквоя уже был опыт подобных ролей. В фильме "Грязь" по роману Ирвина Уэлша он сыграл полицейского с раздвоением личности. Но теперь задача осложнилась раз этак в двенадцать.
Играет актер убедительно, ему можно поверить. Однако эту игру — четкую, профессиональную, достоверную — язык не поворачивается назвать хорошей. Почему? Наверное, потому что герой все-таки не симпатичен и не обаятелен. Ведь не секрет, что отрицательное обаяние — самое сильное и красивые девушки любят исключительно плохих парней. Отрицательное обаяние можно найти даже у Ганнибала Лектора. А вот у героя Макэвоя такого обаяния нет. Он холоден, чужд, непостигаем рассудком. Играет Макэвой прекрасно, но полюбить его игру невозможно. Он — как ядовитое пресмыкающееся в бронированном террариуме. Любоваться можно, а гладить… увольте!
К слову, об актерской игре. Реальная звезда фильма — 20-летняя никому не известная Аня Тейлор-Джой. Эта девушка играет по-настоящему убедительно и красиво. И, что немаловажно, вызывает симпатию.
По шкале ужаса
Ничего подобного опасаться не стоит: по шкале ужаса у "Сплита" максимум четверка из десяти. Не страшно, местами даже скучновато, хотя драматургия безупречна. А почему так?
Объяснение, пожалуй, есть. У "Сплита", как я уже писал, очень хороший трейлер — по сути, даже спойлер. Значительная часть событий картины пересказана в нем сжато и энергично. И вот представьте себе, что в гостях после рюмки крепчайшего коньяка вас начинают поить детским шампанским. Конечно, вы заскучаете. Поэтому, если возможно, старайтесь не смотреть трейлер.
Но пара-тройка сюрпризов, не засвеченных до премьеры, в ленте все-таки есть — ближе к концу. Там вдруг появляется даже Брюс Уиллис.
Хэппи-энд с подвохом
Счастливой концовки в фильмах ужасов я давно опасаюсь, потому что именно прикрученные к кошмару дурацкие концовки портят впечатление от таких картин. Даже самые талантливые авторы начинают демонстрировать идиотизм, а из кустов выскакивают рояли. Хэппи-энд на самом деле испортил много достойных фильмов.
Концовка в фильме действительно с признаками хэппи-энда, но он пострашнее всего предыдущего, побезнадежнее. В качестве аналога можно вспомнить финал "Исчезнувшей" Дэвида Финчера. Тоже вроде бы счастливый конец, но жизнь героев превращается в ад. В общем, изящная концовка, высокохудожественная.
На реальных событиях
История про двадцать с лишним личностей в одной голове — не бурная фантазия Найта Шьямалана. Известны реальные примеры подобных диссоциативных расстройств. Об одном таком случае американский писатель Дэниэл Киз написал книгу "Множественные личности Билли Миллигана". Кстати, популярная книга, в московском метро ее читают многие.
В общем, перед нами фильм не особо страшный, умеренно захватывающий, сделанный безусловными профессионалами, упрекнуть которых абсолютно не в чем. Такой вот фильм ужасов без страха, но и без упрека. Наверное, так и задумывалось.