Мой отец не получил высшего образования, однако всегда твердил, что у меня оно должно быть. Я слабо представляю, как и почему родители могут запретить своему ребенку развиваться, а вот девушки, с которыми мне удалось познакомиться, знают о такой проблеме не понаслышке. Эта история не о феминизме, а о том, что у девочек из далекого села есть право и возможность, а главное — желание получить высшее образование.
— Для начала расскажите о своем селе.
Дилноза: В Ырысе живут примерно 40 тысяч человек. В основном люди занимаются сельским хозяйством и мелким предпринимательством. Работают главным образом мужчины, девочки после окончания школы чаще всего становятся домохозяйками. У нас много талантливых, целеустремленных девушек, желающих получить профессию, но их родители не понимают важности этого и не хотят идти навстречу дочерям. Потому в сельском округе Ырыс очень мало образованных женщин, что отражается на воспитании подрастающего поколения.
— Почему так сложилось?
Шохсанам: Многие сельчане думают, что образование для девушек — пустая трата времени, ведь главное призвание женщины — быть женой и матерью, хранительницей семейного очага. Мы не считаем, что это неправильно, и никого не осуждаем, просто у многих женщин нет выбора. А он должен быть у каждого человека.
Дилноза: Иногда запрет можно сравнить с психологическим насилием. В понимании многих родителей счастье для девушки — это удачный брак. Если муж запрещает жене работать, это норма, он имеет такое право. Допустим, когда я училась в школе, в моем классе было 15 девочек, и только три продолжили дальнейшее обучение, а остальные вскоре вышли замуж.
Шохсанам: На ситуацию сильно влияет религиозность общества. Многие люди заставляют дочерей подчиняться законам религии, хотя понимают их как-то по-своему. Ведь нормы шариата не отвергают науку и образование!
— Насколько я знаю, в течение прошлого года вы активно пытались изменить ситуацию. Что конкретно предпринимали?
Шохсанам: Мы хотели, чтобы девушки и их родители осознали важность послешкольного обучения, приводили примеры, как образованные люди достигают успехов. Мотивировали девушек поступать в университеты и заниматься самообразованием.
— Это не воспринималось негативно?
Дилноза: Скажу честно, первое время мы сильно переживали по поводу того, как общественность отнесется к нашим инициативам. Но все-таки рискнули. Провели в сельских школах две мотивационные встречи с родителями и учениками 9, 10 и 11-х классов. В них приняли участие успешные женщины, представители духовенства и сотрудники нескольких вузов Джалал-Абадской области. Общее число участников двух встреч составило примерно 200 человек.
— Вы и молдо пригласили?
Шохсанам: Мы получили много отзывов от родительниц: они просили привлечь к нашей миссии имамов, которые могут провести в мечети проповеди на эту тему для мужчин, что и было сделано. Потому что в Ырысе получению образования девушками в основном противились отцы.
Дилноза: Молдо мы пригласили специально, чтобы показать, что обучение не мешает религии. Важно было, что это говорили не мы, а именно представитель духовенства.
Например, в 2015 году из одного класса, где учились 15 девушек, экзамены в вузы сдали всего две. После того как мы провели экскурсии, в университет поступили уже 30! Понимаете, какой это прогресс? Наш проект был первым и единственным в данной местности, а положительные отзывы родителей, администраций школ и вузов продемонстрировали его важность.
— Сколько всего девочек приняли участие в проекте и насколько эффективным он оказался?
К нам до сих пор обращаются родители, которые хотят помочь своим детям получить образование. Они признаются, что раньше скептически относились к обучению дочерей, но теперь думают иначе.
Шохсанам: Мы показали, что образовательным учреждениям надо работать не только с абитуриентами, но и с их близкими. Девушки не могут самостоятельно решать вопрос о своем образовании, семьи должны стать их опорой и поддержкой.
— Сколько человек участвовало в вашей кампании?
Шохсанам: В инициативной команде всего шестеро: Жумагуль Абдыкаарова, Бусора Мирпазилова, Дилноза Нишанова, Бобур Азамов, Достон Рустамов, Билолдин Нурматов. Кроме того, были единомышленники, которые помогли нам реализовать проект, — это представители университетов и духовенства, педагоги школ, "послы молодежи" из других общин.
— Многие стремятся уехать из Кыргызстана или хотя бы перебраться поближе к столице, а вы, наоборот, решили остаться на малой родине и помогать молодежи…
Шохсанам: Я не хочу никуда уезжать. Путешествовать, узнавать что-то новое — да, но не менять место жительства. Мне нравится то, чем я занимаюсь, меня вдохновляют люди, с которыми работаю, и плоды нашей совместной деятельности.
Дилноза: Полностью поддерживаю это мнение. Сейчас я оканчиваю институт, должна получить степень магистра. Все приобретенные навыки и знания буду использовать в своей работе, и это обязательно даст результат.