Опера — это всегда что-то аристократическое. Когда же напротив сидят не просто оперные певцы, а одни из лучших, спина поневоле распрямляется и хочется поправить боа… которого, кстати, у меня никогда не было.
Лауреат супер-престижной премии PAVAROTTI D’ORO Жениш Ысманов приехал в Бишкек из Италии, где и выступает перед очень взыскательной публикой. Его коллега Марат Ибраев представляет отечественную богему, он был признан лучшим тенором мира на "Романсиаде-2011" в Москве.
И вот передо мной сидят две звезды оперного искусства, а я могу думать лишь о том, что капли кофе падают на брюки Жениша, — оказывается, по пути в студию я расплескала напиток из чашек. Как неловко-то!..
— В детстве я мечтала стать актрисой, но родители охладили мой пыл. Мол, в Кыргызстане актрисы никому не сдались, и вообще, учи алгебру. А вам родители не говорили, что оперные певцы в нашей стране тоже не самая востребованная профессия?
Жениш: У нас в семье пятеро детей, я самый младший. Но никому из нас родители не говорили, кем можно работать, а кем — нет. Они требовали только одного — чтобы мы трудились усердно.
В 30 лет я снова заявил, что хочу петь. Мама ответила, что я слишком стар для этого. И вот мне исполнилось 38, я пришел к профессору и попросил научить меня вокальному мастерству. Мы стали заниматься, а через год я выступил перед Курманбеком Бакиевым, который тогда был президентом.
Потом учился петь в Италии. Сейчас мне под 50, и я могу точно сказать: никогда не поздно заниматься тем, что любишь!
Жениш: Так что хочешь быть актрисой — дерзай! Вдруг еще суперзвездой станешь…
— Во всех фильмах про людей, добившихся успеха, есть негодяи, которые стараются максимально напакостить главным героям. У вас такое было?
Марат: Не надо думать, что в Италии все обращают внимание на такие вещи. Например, для супруги Лучано Паваротти Николетты Мантовани, которая выделила Жениша как оперного певца, имел значение лишь его талант.
А, например, наши оперные певцы рассказывали, что в советских театрах артиста могли просто запереть в собственной гримерке за пять минут до выступления…
— Вы выступаете перед самой достопочтенной публикой, президентами и крупными бизнесменами. Страшно бывает?
Марат: Когда я выступал перед шестью президентами, даже перепутал куплеты. Но была одна интересная деталь: перед моим выступлением они разговаривали о своих делах, мало обращая внимание на сцену. Когда я начал петь, все замолчали и стали смотреть на меня. Особенно Нурсултан Абишевич (Назарбаев. — Ред.) глядел очень внимательно, а я пытался понять, нравится ему или нет. Владимир Путин тоже прекратил разговор и слушал. У меня было чувство… ну вы, наверное, испытываете такое, когда вас влюбленными глазами провожает прохожий.
— Смотря какой прохожий. Вот если бы прохожий президент…
Жениш: Перед политиками выступать не очень страшно — они слабо разбираются в музыке. Однажды я участвовал в грандиозном концерте Риккардо Мути. Как бы вам объяснить… Это Майкл Джексон среди дирижеров, звезда огромной величины. Выступление было посвящено 80-летию Паваротти. В зале собрались представители высшего света, многие знали его лично. Этой публике знакома каждая нота.
Мне предстояло исполнить труднейшую композицию. Я стоял за сценой, и тут ко мне подошел Мути. Он сказал: "Забудь, что творится в зале. Тебя будет слушать с небес сам Паваротти". Я спел так, как никогда раньше…
Марат: Очень хорошо понимаю, о чем говорит Жениш. Это когда голос словно исходит из каждой клеточки твоего организма — все звучит так талантливо, так душевно!
Как-то я поехал на конкурс русских романсов в Москву, в котором участвовало около 200 человек. Сидел за кулисами, чувствовал, что мне страшно. И вдруг подумал, как сильно покойный отец гордился бы мной. Это придало мне столько сил и уверенности в себе, что, когда вышел на сцену, судьи встрепенулись… Представляете, кыргызу, который приехал исполнять русские романсы, присудили первое место!
— Каким бы талантливым ни был артист оперы, попсовые исполнители всегда популярнее. Не обидно?
То же с музыкой: попса — это пение для души, что-то легкое, что понятно каждому. А опера — профессионализм другого уровня, тут нужно петь филигранно
Жениш: Мы — как спортсмены, постоянно должны тренировать голос. Кстати, оперные певцы не пользуются микрофонами — должный уровень звука достигается только за счет голоса.