Четверть века назад, 10 июня 1992 года, Россия и Кыргызстан подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, определивший принципы и приоритеты стратегического партнерства двух стран. В преддверии этой даты Sputnik Кыргызстан побеседовал с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Российской Федерации Болотом Отунбаевым.
— В этом году исполняется 25 лет установлению дипломатических отношений между Кыргызстаном и Россией. Какие приоритеты сегодня у дипломатов двух стран?
— Мы всегда на самих высоких уровнях заявляли, что сотрудничество с Россией для нас особенно важно. Продиктовано это в первую очередь историко-культурной общностью наших народов, традиционными узами дружбы, общими интересами в областях политики, экономики, безопасности и обороны, культуры. То есть речь идет практически о всех сферах сотрудничества.
Наши президенты ведут активный политический диалог, мы развиваем межпарламентское сотрудничество, регулярно обмениваемся визитами и встречами на межминистерском и межведомственном уровнях.
Близки или схожи позиции обоих государств по широкому кругу вопросов глобальной и региональной повестки дня. Бишкек и Москва наладили тесное взаимодействие в рамках ООН, ОБСЕ, ШОС ОДКБ, СНГ, ЕАЭС и других международных и региональных организаций.
2017 год является юбилейным для кыргызско-российских отношений. Так, 20 марта 2017-го исполнилось 25 лет со дня подписания между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией Протокола об установлении дипломатических отношений. 10 июня мы отметим 25-летие Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи — основополагающего документа, определяющего принципы и приоритеты стратегического партнерства наших стран.
— Прошел год со дня вашего назначения послом Кыргызстана в России. Какие инициативы для углубления и развития кыргызско-российских отношений были вами предложены и воплощены?
— Основные связаны с задачами, которые поставлены перед посольством руководством Кыргызстана. Прежде всего речь о развитии торгово-экономических связей с РФ.
На регулярной основе проводятся имиджевые мероприятия с привлечением заинтересованных кругов РФ и представителей кыргызской диаспоры.
Прорабатываются вопросы организации Кыргызско-российского делового форума в июне текущего года в Москве, Башкортостане и Татарстане, Дней культуры КР в РФ.
— Вы работали и возглавляли диппредставительства Кыргызстана во многих странах. В каком государстве вам было легче работать, в каком сложнее?
— Работать везде непросто, в каждой стране пребывания своя специфика. Мне в этом смысле повезло — я работал в очень интересных государствах с богатым историческим прошлым. Считаю нужным выделить Турцию — страну, очень близкую Кыргызстану. Я работал там в период подъема ее экономики, укрепления на мировой арене и интенсификации кыргызско-турецких отношений по всем направлениям.
В благополучной Германии намного меньше наших сограждан, чем в Турции и, тем более, в России, но мы с сотрудниками в Берлине достойно отстаивали и всесторонне продвигали интересы Кыргызстана и его граждан.
Что касается России, которая была и остается одним из основных наших стратегических партнеров, здесь также можно отметить ряд особенностей. Помимо того что еще совсем недавно мы были одним государством, нас с этой страной связывают очень тесные политические, экономические и культурно-гуманитарные связи. Общность языка (ведь в нашей двуязычной стране русский имеет статус официального языка), культурный обмен и образовательные программы — все это придает нашим взаимоотношениям особый колорит. Мы помогаем кыргызстанским студентам, обучающимся в российских вузах. Я и сам в свое время получил образование именно здесь, в России. Мы стараемся улучшить условия пребывания соотечественников, работающих в РФ. Им стало намного проще легально трудоустроиться после того, как Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС.
— Самую оперативную информацию люди сегодня получают из соцсетей. Как строится информационная работа посольства с кыргызстанцами, проживающими в России? Используете ли вы возможности соцсетей, интернет-СМИ?
— Согласно статистическим исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, в России к активным пользователям Интернета относятся люди от 18 до 35-45 лет. То есть наши соотечественники, которые трудятся и живут в РФ, как раз входят в данную категорию.
— С какими проблемами чаще всего обращаются наши трудовые мигранты? Как они решаются? Расскажите о каком-то выходящем за рамки обращении в посольство.
— В большинстве случаев граждане КР, работающие в РФ, обращаются с проблемами, касающимися миграционного и трудового законодательства. Отмечу, что постановка на миграционный учет граждан КР в РФ продолжает оставаться одним из наиболее сложных вопросов легализации. Это так называемая проблема "резиновых квартир". Многие граждане Кыргызстана проживают не по месту регистрации, за что привлекаются к ответственности в виде штрафов и выдворения за пределы России. Но в этом вопросе они объективно не в силах соблюсти российское законодательство, поскольку россияне официально не регистрируют мигрантов, опасаясь больших штрафов за нарушение закона. Посольство всеми доступными средствами пытается защитить права и законные интересы наших граждан, в том числе при обращении в суд.
Часто кыргызстанцы обращаются с заявлениями о невыплате заработной платы. Основной причиной ее невыплаты либо неполной выплаты является отсутствие официально оформленных трудовых договоров.
Кыргызстанцы также часто обращаются с просьбами о материальной помощи, но у нас не предусмотрены средства на эти цели. Но случается, что гражданам, находящимся в особо тяжелом положении и не имеющим средств на возвращение в Кыргызстан, к примеру тяжелобольным или матерям-одиночкам, сами сотрудники собирают деньги на приобретение билета.
— Какая работа проводится в сфере образовательных связей с РФ?
— Россия предоставляет места по более 20 специальностям в своих ведущих вузах, в том числе по линии Университета ШОС, Сетевого университета СНГ. По данным базы учета студентов, число обучающихся граждан КР в российских вузах в настоящее время — более 16 700 человек. 5 тысяч из них обучаются за счет российского бюджета. В текущем году в России на безвозмездной основе начали обучаться еще 420 кыргызстанских студентов.
Российская сторона с 2014 года в три раза увеличила квоту в свои вузы. По информации Россотрудничества, являющегося единым государственным оператором по подбору наших граждан, на 2017/2018 учебный год выделено порядка 400 мест.
В 1993 году в столице Кыргызстана открылся Кыргызско-Российский Славянский университет. Сегодня в этом вузе по различным направлениям и специальностям обучается более 9 000 человек.
— Во многих семьях мигрантов есть дети. Организованы ли при посольстве курсы кыргызского языка для них, какие культурные мероприятия проводятся?
— К сожалению, в настоящее время при посольстве КР в РФ нет центра или курсов кыргызского языка для наших мигрантов. В силу объективных экономических причин открытие в Москве школы с преподаванием кыргызского языка также не представляется возможным.
— После теракта 3 апреля в Санкт-Петербурге, который, вероятно, был совершен уроженцем Кыргызстана, некоторые СМИ написали, что россияне стали настороженно относиться к мигрантам из КР. Например, большой резонанс получила новость, что журналистку с кыргызстанским паспортом отказались размещать в московском отеле. Это единичный случай или кыргызстанцам теперь действительно придется в России сложнее?
— Террористическая активность, затронувшая не только Россию, но и ряд европейских стран, государства Ближнего Востока и Турцию, является ярким подтверждением постулата, что у терроризма нет ни национальности, ни принадлежности к той или иной стране. Сегодня эта угроза — главная проблема современного мира, с которой необходимо бороться совместными усилиями.
Думаю, в здравомыслящем обществе не должно складываться негативное мнение о кыргызстанцах только потому, что виновником теракта оказался уроженец КР, который при этом не был нашим гражданином.
— У вас блестящее образование: вы окончили лучший вуз России — Московский государственный университет, там же защитили диссертацию. У вас три сына. Как сложилась их жизнь? Кем и где они работают, учатся? Влияли ли вы на их выбор?
— Да, благодаря родителям я получил качественное образование в Москве. Эту традицию мы постарались передать своим детям. Естественно, ставили им условия: они должны были хорошо учиться в школе, знать иностранные языки. Старший сын окончил университет в Бишкеке, сейчас уже работает. Второй учится в Свободном университете Германии, одном из лучших в этой стране. Младший — в третьем классе московской школы. Серьезно занимается музыкой, поступил в школу имени Глиэра, где у него замечательные педагоги. По воскресеньям ходит в школу юного искусствоведа при музее имени А. Пушкина. Кроме того, плавает, играет в шахматы, футбол.
Я никогда не навязывал детям какие-то стереотипы, стандарты в выборе профессии, но думаю, что наш образ жизни, семейные ценности несомненно отразятся на их выборе и модели поведения.
— Сколько лет вы живете в Москве, если сложить годы вашей учебы и работы? Какие места в российской столице вам особенно дороги?
Очень люблю гулять по местам своей юности, по старой Москве, знакомиться с историческими и культурными достопримечательностями.
— Как часто вы встречаетесь с Розой Исаковной? О чем беседуете, когда удается пообщаться в спокойной обстановке? Больше о политике, Кыргызстане или о семье, родных?
— Безусловно, семья в жизни каждого человека — самое главное. К сожалению, у меня, как у всякого государственного служащего, хроническая нехватка свободного времени. Его и раньше-то всегда не хватало. Несмотря на это, всегда нахожу время пообщаться с близкими, мамой, которой 92 года, с Розой Исаковной, другими сестрами. Я очень ценю время, проведенное в кругу родных и близких. Когда мы собираемся, то, безусловно, говорим о семье, наших детях и внуках. Каждый член нашей большой семьи старается любой повод, будь то день рождения или иное радостное событие, превратить в большой праздник.