Собеседники обсудили фейк-новости в кыргызстанских СМИ, проблему подкупа избирателей на выборах, идеологию ИГ* и другие вопросы.
Токон Мамытов: Добрый день, Тамара. Кто такой, по-вашему, журналист?
Тамара Валиева: Я до сих пор не понимаю, кто такой журналист. Проработав свыше 30 лет в этой профессии, не могу точно ответить на ваш вопрос. Это человек, который должен разбираться во всем. Особенно если речь идет о работе на телевидении. Перед камерой трудно скрыть глупость и необразованность. Сегодня ты можешь разговаривать с президентом, завтра — с шахтером, послезавтра — с бизнесменом, поэтому надо быть готовым ко всему. Журналист — это разведчик, который должен с головой окунуться в неизвестную сферу и все о ней узнать.
Т. М.: Как профессиональный чекист хочу сказать, что вы правы. У разведчика и журналиста много общего — тот и другой работают с информацией. Но, если говорить о "жареных" фактах и фейковых новостях, то как вы оцениваете факт, что некоторые журналисты переходят все границы дозволенного?
Т. В.: Это полное безобразие, но таковы нынешние реалии. Я понимаю, это бизнес, — людям нужны рейтинги, прибыли…
Т. М.: А как вы оцениваете уровень культуры и образованности нашего общества?
Т. М.: Есть такое выражение: образование и культура формируют экономику. Что вы можете сказать на сей счет?
Т. В.: Согласна на тысячу процентов. Все эти 25 лет мы пытаемся решить экономические проблемы: поднимаем то сельское хозяйство, то туризм, но результат всегда плачевный. Образованный и культурный человек не будет воровать, прежде всего у своего народа. Необходимо срочно поднимать сферу образования и культуры. Иначе я не знаю, что с нами будет.
Т. М.: В чем, на ваш взгляд, заключаются причины распространения терроризма? Почему люди ради ложных идеалов идут на убийства, устрашение окружающих?
Т. В.: Кто такие террористы? Они взращены спецслужбами, которые думали, что смогут их контролировать. Но рано или поздно контроль становится невозможным, что мы сейчас и видим. Вот раньше все говорили об "Аль-Каиде"… Как звали главного террориста, которого убили?
Т. М.: Усама бен Ладен.
Т. В.: По телевизору о нем упоминали сто раз в день, но в какой-то момент, как по приказу, не стало слышно ни об "Аль-Каиде", ни об Усаме бен Ладене. Потом вдруг, словно по мановению волшебной палочки, появилось "Исламское государство", и теперь мы слышим только о нем. Однажды ИГ тоже получит указание свернуть свою деятельность… Хотя, может, я чего-то не понимаю, потому что женщина.
Т. М.: Могу вас успокоить. В вопросах терроризма и проблемах борьбы с ним в каждой стране по-настоящему разбираются примерно 10-15 человек, остальные рассуждают так же, как вы.
Т. В.: А как бы вы сами ответили на этот вопрос?
У террористов же наоборот. Ты бедный? Значит, иди к нам — ты наш брат. Ешь то, что едим мы, живи, как мы живем, — и со временем Бог все даст. Вот в этом мы проиграли. Терроризм уходит корнями в религиозную безграмотность, отсутствие культуры и образованности. Ни одна религия мира не поддерживает терроризм. Кстати, руководители террористических организаций — в основном образованные и богатые люди. А те, кто пониже рангом, преимущественно самовлюбленные, даже имеющие какие-то психические отклонения. Они далеки от религии, культуры и образования.
Теперь я хочу спросить: каким вы видите будущее нашей страны? Только не говорите, что оно светлое и прекрасное, — мы все на это надеемся, но мне нужна от вас конкретика.
Т. В.: Должны вырасти два-три поколения граждан, которые получат хорошее образование, чтобы у нас произошли реальные перемены. А до этого, мне кажется, мы будем тасовать одну и ту же колоду политиков. Парламент с каждым созывом становится все хуже. Есть депутаты, которые два слова связать не могут.
Т. М.: Но их же сами кыргызстанцы выбрали…
Т. В.: Но мы же знаем, как сейчас люди выбирают!
Т. М.: Как?
Т. В.: За деньги. За мешок муки или растительное масло. Если я продаю свой голос, что я могу от них требовать?
Т. М.: По-вашему, это ждет нас и на предстоящих выборах президента?
Т. М.: Как вы оцениваете роль женщины в Кыргызстане? Есть выражение, что уровень развития общества определяется тем, какое место в нем занимает женщина.
Т. В.: Женщины сыграли большую роль в том, что Кыргызстан окончательно не упал на колени. Если бы к управлению страной пришли женщины, качественный рывок в развитии случился бы гораздо раньше. Мы уже 25 лет выбираем мужчин, к чему пришли?
Т. М.: Ха-ха-ха! Меня удивляет, как Sputnik выбрал собеседников. Видимо, они внимательно прочли биографии, прежде чем поставить нас в пару. Оказывается, мы оба из Рыбачьего. Вы окончили школу №3, а я — школу имени Макаренко…
Т. В.: Макаренко? Ну надо же, какие умные люди выросли в этой школе!
Т. М.: Спасибо. У меня сформировалось отличное мнение о вас как о журналисте.
Т. В.: Вам спасибо — вы отлично справились со своей задачей. Я привыкла задавать вопросы, но вы сумели создать такую обстановку, что я чувствовала себя как рыба в воде.
*Террористическая организация, запрещенная в России, Кыргызстане и некоторых других странах.