Корреспонденту Sputnik Кыргызстан удалось "поймать" французского исследователя и побеседовать с ним.
— Сколько лет вы изучаете снежного барса в Кыргызстане?
— Здесь я работаю с 2010 года. Исследования проводятся в рамках сотрудничества между Францией, Швейцарией и Кыргызстаном. Мы знакомим другие народы с природой и животным миром вашей страны, а также изучаем поведение снежного барса и места его обитания.
— Вы заметили какие-то изменения за эти семь лет? Например, в отношении местного населения к диким животным…
Например, в этом году привезли в заповедник воспитанников детского дома из Каракола, научили их пользоваться GPS, расставлять фотоловушки и распознавать следы животных. Таким образом, мы прививаем подрастающему поколению любовь к природе. Кроме того, проводится большая разъяснительная работа среди местного населения.
— Вам, видимо, интересно работать в горах. Скажите честно, скучаете по Кыргызстану, когда находитесь во Франции?
— В Кыргызстан я приезжаю раз в год. На родине очень скучаю и стараюсь поскорее вернуться сюда. Изучение снежного барса продолжается, но есть и много других дел в этих местах.
— Какую именно работу вы проводите в рамках изучения барса?
— Расставляем фотоловушки в высокогорных районах, определяем количество особей и среду обитания. Выясняем, обитают ли снежные барсы на конкретной территории, а если нет, то почему. Кроме того, обучаем местных зоозащитников научным методам работы и использованию новой техники.
— Отличаются ли снежные барсы, обитающие здесь, от барсов в других странах?
— Отличий много. Например, в Монголии барсы помельче и живут на равнинах, а здешние — высоко в горах. Они по-разному охотятся и в разное время приносят приплод.
— Сколько сейчас снежных барсов в Кыргызстане, по вашим подсчетам?
— Не мало для двенадцати-то стран?
— Конечно, мало, поэтому снежный барс и относится к исчезающим видам животных.
— Страны обитания должны спасать его своими силами или требуется помощь других государств?
— Членами Международного комитета по защите снежного барса являются именно 12 стран, но его поддерживают и другие. Сотрудничество с сопредельными государствами крайне важно, ведь если с одной стороны барсов будут охранять, а с другой — охотиться на них, положительных результатов мы не дождемся.