Индира Темирканова — основательница службы "Келин на час", которая к тому же занимается производством варенья и джемов, а еще успевает обучать начинающих сотрудников и работать над несколькими проектами. Ее история — наглядное доказательство простой истины: если вы хотите чего-то достичь, поднимайтесь с дивана и действуйте!
— Каждый мыслит в меру своей испорченности — было ли такое, что услугу "келин на час" понимали превратно?
— Буквально сегодня к нам в офис пришел гость с заказчиком, который ранее, видимо, не знал об этом сервисе. Каждый раз, когда он слышал "келин на час", недвусмысленно хихикал… Нам нередко звонят с вопросом: "Эже, я правильно понял, что ваши девочки предоставляют услуги из категории "18+"?". Приходится объяснять, что мы за компания и чем занимаемся.
— У вас часто берут интервью, но думаю, многие соотечественники еще знают ответа на вопрос, как родилась идея создать такую службу…
Я мечтала: хорошо было бы заплатить кому-нибудь, кто может делать все это за меня, только качественно. Поделилась идеей с коллегой, и та предложила "потестить" ее на тое у братишки. Праздник подошел к концу только в три часа ночи, мы жутко устали, валились с ног, но именно тогда все и началось. Я поняла, что нужно разделять трудовые обязанности внутри команды. Сегодня одна наша группа, рассчитанная на обслуживание 20 человек, включает двух официантов, повара и посудомойщицу.
Для кыргызов тои — часть национальной культуры. Все хотят, чтобы было красиво и вкусно, поэтому требования к поварам очень высокие. Чтобы улучшить качество услуг, мы стали обучать официантов всем традициям, которые так важны для гостей.
— Случались ли казусы во время мероприятий?
— У наших сотрудниц форма в национальном стиле — платок, юбка, безрукавка с кыргызскими узорами. Гости приходят на праздник, видят девушку в платке и принимают ее за реальную келинку. На одном мероприятии нашей сотруднице желали счастливой жизни с супругом и, как принято у кыргызов, дали корундук (смеется). Потом прибежала заказчица, начала объяснять, что это не ее невестка. Мне кажется, это говорит лишь о том, что наша команда справилась с задачей на 100 процентов.
— Сколько денег понадобилось для того, чтобы открыть "Келин на час"?
— Раз уж мы заговорили о деньгах, задам самый некорректный вопрос: какая у вас зарплата?
— Ошибкой многих предпринимателей является желание грести деньги лопатой сразу после запуска проекта. Я пока больше хочу вкладывать и развивать — собственно, это и делаю. А получаю ненамного больше, чем другие сотрудники, — около 20 тысяч сомов.
— Google рассказал мне, что вы также занимаетесь изготовлением варенья на продажу…
— Да, варенье стало "предшественником" службы келинок. В городской суете многим женщинам не хватает времени на домашние заготовки, поэтому я и решила наладить производство варенья. Тем более что на иссык-кульской даче у нас есть небольшая ягодная плантация. Там мы и делаем свою продукцию, а в городе реализуем ее. Все натуральное, вкусное, как у мам и бабушек.
У этого проекта большая социальная задача — трудоустроить женщин на Иссык-Куле и здесь, в столице. Но поскольку работа сезонная, мы открыли службу "Келин на час", чтобы была возможность зарабатывать круглый год.
— Давайте поговорим о проблемах начинающих бизнесменов: где искать инвесторов, чтобы организовать свое дело?
— Могу рассказать личную историю — возможно, кому-то это будет полезно. Я окончила школу социального предпринимательства, в которую ежегодно набирают 25 учеников. Там проводят тренинги по саморазвитию и продвижению их проектов. Именно в этой школе меня обучили и теории, и практике, я обзавелась полезными знакомствами и пообщалась с людьми, которые тоже начали дело с нуля.
Также мы участвовали в кампании "Я инвестирую в Кыргызстан", благодаря чему я получила финансовую поддержку своего проекта. Такие площадки — хорошая возможность для поиска инвесторов. Здесь всегда есть люди, готовые вложиться в дело, которое принесет прибыль.
— У вас есть идеи каких-то новых проектов?
Наш проект "Келин на час" основан на базе европейских стандартов, только с национальным колоритом. Цены ориентированы на местное население — за 8-9 тысяч сомов к вам приедет команда, которая обслужит 20 человек. Кроме того, мы планируем расширяться, уже поступали предложения об открытии такой службы на юге страны. Хотим поработать и за пределами Кыргызстана: у нас есть клиенты из Казахстана, если все сложится удачно, выйдем на их рынок.