Хочу обратиться к читателям Sputnik! Если вдруг вы не сможете сдержаться и вам по каким-то неизвестным причинам захочется написать под постом о Дастане гаденький комментарий, то подумайте дважды!
Бизнесмену Абикову всего лишь 17 лет, и он, я уверена, будет внимательно читать все-все отзывы о себе.
— В 10 лет вы заработали свои первые деньги. Как вам это удалось?
— Я живу в частном доме, и у нас тогда на заднем дворе скопилось очень много металлического мусора. Мы с братом решили подзаработать и сдали всю эту рухлядь скупщикам по 4 сома за килограмм.
Мне понравилось зарабатывать самому, а не просить деньги у родителей. Я стал читать книги о том, как вести дела. Первой оказался "Богатый папа, бедный папа" Роберта Кийосаки. Тогда я твердо решил, что стану предпринимателем.
В двенадцать лет устроился работать в кафе к папиному другу.
— А как ваши родители отнеслись к этому?
— Они были против, но потом смирились. Я просто очень хотел что-то делать сам. Меня взяли на работу официантом. Получилось не сразу, пришлось выучить все меню, как и что готовится.
— А клиенты кафе воспринимали вас всерьез? Все-таки 12 лет — это очень мало.
— Что вы?! Это большой плюс: из-за маленького роста мне давали больше чаевых. Другим сомов 20-30, а мне — по 200-300.
В 15 лет я решил создать свою первую организацию — Happy.kg. Мы занимались продажей гелиевых шаров.
— А почему именно шаров?
— Мне нужен был проект, в который не надо особо вкладываться. Ну откуда у простого школьника деньги на серьезный бизнес?
Чтобы заняться шариками, я потратил 15 тысяч сомов — 7 тысяч стоит сам баллон, и за 8 тысяч его накачают гелием. Проинвестировала меня мама.
Рекламироваться я стал только в Инстаграме, бесплатно. Тогда у меня не было даже телефона: я брал у сестры сотовый и вел страничку.
Просил всех знакомых делать ссылки на меня. За 3 недели у меня появилось 600 подписчиков. Тогда, 3 года назад, это был успех.
— И как? Пошел бизнес?
— Первый заказ на 2,5 тысячи сомов получил от друзей. Тогда я смог позволить себе купить телефон за 2 тысячи сомов. На 500 сомов купил шариков и стал ждать. Потом 10 дней — тишина. Я приуныл, думал, что все.
Но заказы полились рекой: практически каждый день кому-то требовались шарики. В декабре я даже снял офис, правда, у меня хватило средств только на месяц.
— Клиенты не видели меня до сделки. Они делали заказ, я привозил им его, они давали мне деньги. Через 5 месяцев стал заниматься уже полным оформлением свадеб или юбилеев. Уже тогда мне стало необходимо встречаться с ними, чтобы обсудить условия и пожелания.
— Было такое, что кто-то не хотел вам платить?
— Да, это был на втором заказе. Шары получились разного размера, и длина лент тоже была разной. Администратор ресторана начал жаловаться. Сказал: "Согласно закону, я имею право вам не платить, потому что мы об этом не договаривались". Но в итоге он все-таки заплатил.
— Бизнес по оформлению торжеств гораздо более трудоемкий, чем по доставке гелиевых шаров. Как вы с ним справились?
— Пригласил партнеров. Я отвечал только за приток клиентов: договаривался с администраторами кафе. Они связывали нас с клиентами.
— Любая невеста хочет самую-самую свадьбу. А тут приходит такой юный человек, как вы. Каким образом вам удавалось войти к ним в доверие?
— Я показывал им свои прошлые работы, им нравилось.
— Было такое, что вы из-за отсутствия опыта проваливали какое-то дело?
— Как-то КРСУ сделал заказ. Хотели из шариков цифра "25" и чтобы еще сбоку красовалось 30 гелиевых шаров.
Я уделил этому заказу 12 часов и, видимо, неправильно рассчитал время. Цифра начала разваливаться при доставке. В итоге мы привезли много-много гелиевых шариков.
— Как отреагировал заказчик?
— Мероприятие уже шло, и у них не осталось времени выяснять со мной отношения.
— Вы также занимались продажей часов. Расскажите подробнее.
— Мне тогда было 15. Покупал часы по 2 тысячи сомов на "Дордое", а продавал по 4 500. Но я выбирал покачественнее, которые не ломаются. Для рекламы также завел страничку в Инстаграме. Я накрутил себе очень много подписчиков — 7-8 тысяч, чтобы вызвать у клиентов доверие.
— Как вы накрутили столько подписчиков?
— Массово подписывался на людей и, когда они подписывались в ответ, отписывался. Дарил часы блогерам за рекламу. Почти все интернет-селебрити соглашались.
Так я продал 7 часов, но пришлось закрыть это маленькое дельце, так как у меня появились проблемы с милицией. В Бишкеке кто-то украл часы на 400 тысяч сомов, и мы попали под подозрение. От греха подальше решил прикрыть это дело, тем более у меня не было патента.
— А почему вы не взяли его?
— Мне было пятнадцать лет, кто бы мне его дал!
— Вы написали, что также устраивали Ночь кино. Насколько я знаю, это когда ты платишь за билет 500 сомов и всю ночь смотришь три фильма. К тому же тебя при этом развлекают всякими представлениями.
Удалось "отбить" затраты и заработать порядка 75 тысяч сомов. Поделили их с Данияром пополам.
— То есть вы придумали, договорились с кинотеатром, сами все провели, так?
— Я пришел к руководству кинотеатра и сказал, что хочу устроить Ночь кино. Они согласились. Как раз подгадали дату, чтобы показать в рамках ночи "Отряд самоубийц". Кроме этого, были "Ледниковый период" и новые "Охотники за привидениями".
— Какие риски были? Чего боялись?
— Боялись уйти в "минус" — мы вложили в проект 80 тысяч сомов. За 70 тысяч арендовали кинотеатр и еще на 10 тысяч напечатали баннеры, билеты, постеры. Конечно, было страшно, что не соберем полный зал.
Чтобы предприятие окупилось, нужно продать 250 билетов. Но нам повезло: в августе студенты и школьники свободны, учебы нет. При этом мероприятия практически не проводятся. Все с удовольствием пошли на Ночь кино.
— У кыргызстанцев слово "стартап" уже в печенках сидит. Лет пять оно у всех на устах, но что-то экономика от этого слишком бурно развиваться не стала. Почему все проекты затухают?
— Первые 90 процентов стартапов разваливаются в первый же год. А половина из оставшихся 10 процентов — во второй. Статистика свидетельствует, что очень сложно сделать успешный стартап.
Мне кажется, деньги найти несложно. В банках Кыргызстана хранятся сотни миллионов долларов. Люди, у которых есть депозитные счета, — это потенциальные инвесторы.
Знаю, что найти спонсоров в Кыргызстане нетрудно, главное — интересная идея.
— Вы искали инвестора?
— Да. Я планировал открыть в Бишкеке антикинотеатр и нашел человека, который хотел вложить 15 тысяч долларов. Но потом я передумал — решил отойти от таких дел и посвятить время знаниям.
— У нас уже было антикафе, где человек платил за время, которое проведет там. Идея успешно провалилась. Антикинотеатр — это что такое?
— Это кинотеатр в кабинах для небольшого количества зрителей: от двух до десяти. Вы смотрите любимый фильм в отличном качестве с любимым человеком в уютной обстановке. В других странах это хорошо идет.
— Почему вы решили приостановить свою бурную деятельность?
Например, устроили платный бизнес-тренинг, где выступили Айбек Джангазиев, Айжан Чыныбаева и Эмиль Уметалиев. Выручили порядка 16 тысяч сомов и купили два проектора для баткенского детского дома. Сейчас планируем найти деньги, чтоб купить для хосписа телевизоры.
— Еще вы вырезали тыквы на Хеллоуин. Это зачем?
— Мы объединились с Rotary Club, купили тыквы, прочли в Интернете, как их правильно вырезать. Нас было человек двенадцать. Потренировались. Получилось очень красиво!
Эти тыквы затем продавали в кафе, рестораны. Удалось заработать где-то 19 тысяч. Деньги пошли на поддержку детского хосписа.
— Вы сейчас учитесь в 11-м классе. Что дальше?
— Я хочу получить высшее образование за рубежом, но планирую вернуться и жить все-таки в Кыргызстане. А может, мне диплом и не понадобится. Останусь здесь, буду работать, изучать самостоятельно законы бизнеса. А уже где-то в 2018 году планирую привлечь инвестиции и открыть бизнес.
— А чего не хватает бизнесу в Кыргызстане?
Я не хочу открывать 105-ю кофейню или 200-ю СТО. Нужно нести что-то новое! Мой знакомый, например, сейчас изобретает конструкцию, которая может превращать воздух в воду.
Мы собираемся собрать на проект деньги в Интернете. Это актуально: нехватка воды в ближайшие 50 лет будет остро ощущаться во всем мире.
— Какое качество для кыргызстанского бизнесмена самое главное?
— Работоспособность! Нужно работать, работать и работать.
— Кто для вас пример для подражания?
— Есть такой человек! Я как раз хочу идти по его стопам. Это Марат Абиев из Казахстана. Когда ему было 17, он уже зарабатывал по 100 долларов в день.
Марату сейчас 27 лет, он миллионер, занимается нефтяным бизнесом. Этот человек мне очень нравится.
— Кем вы хотите сами стать в 27?
— Я хочу стать миллионером в 22 года. Может, займусь инновациями в Интернете. Это перспективно. Смотрите сами. Есть Porshe, очень хорошая автомобильная компания, она стоит где-то 3-4 миллиарда долларов, а Facebook-то 200 миллиардов!