Так он остался без работы и денег, но рискнул и решил построить бизнес с нуля. И первое, что сделал, — отправился в поездку по самым развитым странам. О том, как риск привел кыргызстанца к успеху, узнала корреспондент Sputnik Кыргызстан Михайлова Екатерина.
— Почему вы решили открыть свое дело именно в строительной отрасли?
— Я не анализировал рынок, не пытался выявить самую перспективную отрасль в Кыргызстане, не писал модные, но совершенно бесполезные бизнес-планы. Меня просто вдохновляет архитектура, особенно экстерьерные здания.
Я путешествовал по развитым странам и решил, что лучшее из того, что видел в архитектуре и методах ведения бизнеса, нужно реализовать в Бишкеке. Так на пути к желаемому, заменить пенопластовые бишкекские фасады на что-то более качественное и изящное, я начал с малого — с продажи строительных материалов премиум-класса.
— У вас совсем не было накоплений. Как удалось запустить бизнес?
Так как у меня не было средств на первый закуп, лондонская компания предоставила мне кредитную линию — они мне дали товар, а я пообещал им через 3 месяца все оплатить. Прежде специальная комиссия проверила, не числюсь ли я в должниках у государства, — запросила справки из Налоговой службы и Соцфонда.
Согласовав все вопросы с поставщиками, я вернулся в Кыргызстан. Мне нужно было снять офис и помещение для склада, поэтому пришлось занять денег у друзей и знакомых. Все процессы отладились через год.
— Можете ли вы, исходя из своего опыта, сказать, чего стоит ждать предпринимателю, который решил наладить поставку каких-либо товаров из-за рубежа?
— Первое и самое главное — множество проверок и собеседований, на которых чаще всего спрашивают о способностях компании и об ожидаемом объеме поставок. Чем меньше вы хотите поставлять, тем меньше вероятность, что с вами захотят работать.
Главное — не лгать и ничего не придумывать. Международные партнеры ценят честность и добросовестность. А еще не обижайтесь на их недоверие к вам. Многие имели неудачный опыт работы с кыргызстанскими предпринимателями, когда те их обманывали и копировали их бренд.
— А как вы привлекли первых клиентов и кого в принципе считаете своими клиентами?
— Наши покупатели — владельцы частных домов. Они готовы платить за качество и гарантию, в отличие от крупных застройщиков, которые на всем экономят и при виде нашего товара говорят: "Наш бюджет такое не потянет".
Поэтому на начальных порах, когда не было денег на рекламу, мы просто ходили по домам и предлагали строительные материалы. Потом, лучше изучив своих потенциальных покупателей, начали размещать рекламу в журналах, оплачивать публикации в СМИ, начало работать и сарафанное радио.
Главное при рекламе строительных материалов — раз и навсегда забыть об огромных рекламных баннерах и в принципе о наружной рекламе. В этом бизнесе она не работает!
— У вас строительные материалы премиум-класса — от известных мировых брендов. А кыргызстанцы способны такое покупать при средней зарплате 200 долларов?
Я объясняю эти простые истины клиентам, а знакомые мне говорят: "Зачем ты это рассказываешь? Тебе ведь выгодно, чтобы они приходили к тебе каждые пять лет и покупали". Но у меня немного другое видение того, как нужно зарабатывать деньги.
— С клиентами разобрались. А из каких принципов вы принимаете людей на работу и строите корпоративный менеджмент?
— Сейчас, спустя семь лет с начала бизнеса, у меня в штате 5 сотрудников и еще 3 бригады по 40 человек, который работают на основе договоров и выполняют монтажные и подрядные операции.
Я принимаю людей без опыта. Мне легче обучить нового сотрудника под свои требования, чем переучивать опытного и капризного специалиста, который через 2 недели уйдет со словами: "Что-то мне у вас не нравится. И задач слишком много ставите…".
Также, согласно опыту зарубежных компаний, я не расширяю штат сотрудников, а использую по необходимости труд фрилансеров и наемных работников. Это значительно сокращает мой бюджет на заработную плату и благоприятно сказывается на качестве работы. Нет смысла содержать штат из 30 человек, которые ничего не делают!
Методом проб и ошибок я пришел к тому, что корпоративный менеджмент в компании должен строиться на индивидуальной ответственности каждого сотрудника, а зарплата должна быть сдельной. Никаких окладов в 30 тысяч!
А еще я не верю в крики о безработице. Наоборот, у нас нет кадров. Я это ощущаю на себе, и таких, как я, много.
— Как выдерживаете конкуренцию? У нас строительных магазинов больше, чем тандыров…
— В Кыргызстане лишь одна из пяти компаний работает в премиум-сегменте, остальные обслуживают массу. Предлагая людям меньше товара, но более качественного, несложно выживать.
Недавно купили оборудование по производству металлических строительных материалов за 3 миллиона 700 долларов. По нашим подсчетам, оно должно окупиться через 7 лет, если удастся наладить поставки в соседние страны. Но прежде надо пройти все проверочные инстанции и получить сертификаты качества.
В начале 2015 года мы начали заниматься обработкой редкого натурального камня — ракушечника, делаем из него плитку. Такой камень есть всего в 11 странах, в числе которых Кыргызстан.
— Это успех. А через сколько лет ваш бизнес стал самоокупаемым?
— Через 4 года.
— Вы давно работаете в сфере строительства, какие основные проблемы у Кыргызстана в этой отрасли? О пункте "государство не поддерживает бизнес" временно забудем. Что вам реально мешает работать?
— Во-первых, неквалифицированные строительные бригады. Часто они просто не понимают, что делают и из чего строят.
В-третьих, нет контроля качества на строительных объектах. Люди, которые строили Бишкек в 70-80-х годах, делали все безупречно и на века, потому что боялись, что за неправильную сварку их уволят или даже посадят! А сейчас взятку дай, и проблема решена.
В-четвертых, плохая логистика. Из-за сбоев в перевозке грузов и ее дороговизны, неразвитых железнодорожных веток в Чуйской области к торговым складам предприниматели вынуждены увеличивать себестоимость товаров, чтобы как-то компенсировать потери.
— Прежде чем открыть бизнес, вы побывали в самых деловых и технологичных городах мира, где наверняка нет таких проблем, как у нас. Почему не открыли дело в одной из этих стран?
— У меня были мысли остаться в Сингапуре или Малайзии. Но там рынок и так перенасыщен, а в Кыргызстане пустота. Можно строить любой бизнес, внедрять любые новшества, и почти во всем тебя будет ждать успех. У нас страна возможностей, и этим надо пользоваться.
— А какие способы ведения бизнеса вы бы переняли у стран, в которых успели побывать?
— У Германии — тайм-менеджмент. Если немецкий предприниматель назначил встречу на 5 часов, он будет на месте ровно в 5. В Бишкеке же не ценят ни свое время, ни время партнеров — переносят встречи по несколько раз, опаздывают.
У Японии — корпоративный менеджмент. Если у нас все сразу хотят в директора, то там работники знают — даже если у тебя диплом Гарварда, чтоб занять должность управленца, придется карабкаться с самого низа карьерной лестницы, крутить шурупы. А все для того, чтобы будущий директор знал, чем управляет.
У Кореи — уважение к работе. У этой страны ничего нет, но она умудряется экспортировать свой товар почти во все точки мира.
У Китая — 10-часовой рабочий день. Причем эффективный. А не как у нас: пришел на работу, 2 часа в социальных сетях, 1,5 на обеде, час в курилке…
— При таких условиях бизнес в Кыргызстане расцвел бы. А у вас есть секреты, которые непременно приведут к успеху?
Вы думаете, я строительство любил, когда начинал бизнес? Да я ненавидел то, чем занимаюсь, пока не понял, в чем суть и как все устроено.
По-моему, если бы в Кыргызстане были школы, в которых рассказывали не о строении инфузории туфельки, а о том, как зарабатывать деньги, никого бы ответ на этот вопрос не интересовал.