У господ журналистов разыгралась беспощадная фантазия насчет пресс-секретарей (ПС). Видимо, за мной закрепится статус человека, пишущего опровержения на тексты коллег по колумнистской братии…
Не могу защищать всех ПС, так как иногда действительно встречаются не очень ответственные. Но мне еще не попадались таковые, особенно в наших госструктурах — все они трудяги, работают без выходных, без нормального режима сна и питания, без развлечений. Ей-богу, вы бы плакали, узнай работу пресс-службы изнутри.
Пресс-секретаря тюкают абсолютно все — руководитель ведомства, руководители отделов этого ведомства, секретари замов, те, кто занимают позицию "подай-принеси", и даже сотрудники охраны. "Коряво получилось. Исправьте вот эту запятую строчкой ниже… Ой, а что за деепричастный оборот? Мне учительница русского всегда велела вот так…"; "Кто это исправил?! Верните запятую на место! И никаких оборотов — ни причастных, ни деепричастных! Вот этот предлог тоже удалите, он мне мешает!"… Когда пресс-релиз все-таки выходит, опять начинается: "Какому идиоту пришло в голову удалить предлог?! И фото отвратное, поменяйте!".
На беготню из-за релиза иногда уходят сутки — не потому, что ПС ленивый, а потому что документ не утверждает то один отдел, то другой. Не могут прийти к консенсусу.
И тут звонит какой-нибудь журналист: "Вас беспокоят из информагентства ***. Вы не могли бы прокомментировать вот это? Ах, вы разве не владеете точной информацией? Так она точная или нет? А когда будет точная? Но вон те же написали, что… А-а, это не от вас. Дайте вразумительный ответ! Так озвучили же, зачем ждать официальные штампы?! Ну и что, что мы присутствовали на брифинге? Мы не успели записать, забыли цифру…".
Потом второй звонок, третий… пятый… В день пресс-секретарю звонят примерно из сотни СМИ, и каждого звонящего надо уважить, ублажить, намазать медом — словом, оставить довольным. При этом каждый выдвигает ультиматум: "Дайте нам первым информацию. Потом (через час) — остальным, а мы публикуем только эксклюзив".
И через раз звонки: "Можно нам пригласить на эфир кого-нибудь более-менее адекватного из ваших?". Тут ПС превращается в аналитика, который проводит обзор всех отделов, да чтобы нигде ничего "не торчало", чтобы общая картинка была очень пристойной. А если "более-менее адекватный" ляпнет хоть слово не так, как надо, руководство сразу отчитает пресс-секретаря: "Почему не собрали информацию нормально? Надо было все расписать!".
А еще пресс-секретарь обязан быть на связи 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Это значит, что он должен быть круглосуточно готов отправлять сообщения с довольными смайликами, оперативно шерстить социальные сети, принимать звонки в любое время суток и бодро отвечать на них, несмотря на ангину, насморк, потоп или летящую на Землю комету…
Я тоже работала в СМИ и ругала пресс-службы за нерадивость, когда главред стоял над душой, нахмурив брови, а сроки сдачи материала поджимали. Работала и "по ту сторону" — бегала, прыгала, получала "по шапке", давясь слезами и улыбаясь. Еще раз подчеркну: нет идеальных пресс-секретарей, как нет и идеальных журналистов. Давайте жить в согласии, тем более что вокруг нас и так идут нешуточные бои. Не хочется пасть жертвой своих же коллег.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции