Помните скандал с разбитыми скульптурами у здания театра оперы и балета? Так вот, их отреставрируют и передадут в музей имени Ольги Мануйловой. На здании храма культуры появятся точь-в-точь такие же скульптуры, только полые. Это случится уже в середине октября.
— После того как в Сети появились фото разбитых скульптур, вам досталось от журналистов. Людям было обидно за статуи.
Например, как-то написали, что я готовлю покушение на жену президента. В другом материале сочинили, что я хочу сорвать инаугурацию Бакиева. По версии одного очень странного журналиста, я украл 60 тонн шпатлевки, а из дубовых дверей театра оперы и балета построил себе дачу.
Но если тогда это была просто клевета, то сегодня материалы выпускаются на удивление сырыми. Корректоры, редакторы куда смотрят? Одна журналистка написала, что театр после ремонта откроется оперой "Манас" и балетом "Айчурек". Не было у нас никогда такого балета! "Айчурек" — это первая классическая кыргызская опера.
Что касается статуй, то они были в аварийном состоянии. Их отреставрируют и передадут в музей. На здании театра появятся точные реплики, которые не будут нести угрозы жизни окружающих.
— Мне интересна история со статьей о покушении на жизнь супруги президента, расскажите о ней подробнее.
Это театр, здесь плетутся интриги непризнанными гениями. Я в свое время понял, что не самый талантливый, и начал развивать организационные способности. Из меня великого певца не получилось бы, а быть средненьким на вторых ролях скучно. И я пошел по административной линии.
— Во время нашего маленького интервью для материала о статуях вы рассказывали, что в детстве были хулиганом, а теперь руководитель театра оперы и балета…
— В детстве не думал, что буду иметь отношение к классике, музыке, театру. Я и мои дворовые друзья собирались и гуляли по "Бродвею" — так тогда называли улицу XXII партсъезда, а сегодня это проспект Чуй.
Я с ранних лет любил петь, друзьям это особенно нравилось. Когда пошел в армию, пришлось петь каждый раз на вечерних построениях.
Потом я отучился на столяра, электрика. Когда работал на предприятии "Кыргызмебель", прочитал в газете, что в оперную студию нужны голоса. Пошел, и меня взяли в хор. Потом попал в музыкальное училище при Московской консерватории. Много всего было.
Когда мы давали концерт в Москве, местные звезды сначала смотрели на нас, как на… Ну, сами понимаете, приехал из Кыргызстана какой-то Чуйский оркестр. После концерта ко мне подошли несколько человек и сказали, что это мировой уровень. Я даже покраснел.
В Германии, когда мы давали концерты в местной церкви, пастор сказал, что до этого вообще не знал о такой стране, как Кыргызстан, отметил игру музыкантов и удивился, что они играют ничуть не хуже немецких.
— Оркестр выступал перед главами и представителями разных стран. Какой визит иностранных гостей запомнился больше всего?
— Таких моментов было много. Ребята играли перед самыми главными людьми мира, которые здесь побывали: Путиным, Медведевым, Клинтоном и другими.
Помню, когда в Бишкек прибыл Ху Цзиньтао, музыканты сделали ему сюрприз — разучили его любимые песни. После того как они отыграли материал, он схватил икебану со стола и побежал благодарить артистов.
Но ситуация вышла из-под контроля. Именинников после концерта пригласили на сцену, и сразу три президента с букетами ринулись их поздравлять. Представляете?!
— Из нашей непродолжительной беседы накануне стало ясно, что вы, мягко говоря, критично относитесь к молодежи…
— Да, мне стыдно за нашу молодежь. Ребята не знают людей, которые так много сделали для страны, истории своей не знают, книг не читают. Не говорю обо всех, только о тех, кого встречал. Может, я хожу не там. Но, когда спросил одного парнишку, кто такой Айтматов, он ответил, что это актер.
Будем честны, уровень образования человека постсоветского пространства раньше был значительно выше, чем в США. А сейчас что?
Я помню, как к нам в театр приехала группа туристов из Америки. Замечательные ребята, им было лет по 30, и, представляете, за всю свою жизнь они ни разу не были в театре оперы и балета! Ни разу! Ребята объясняли это тем, что оперные театры есть только в крупных городах США.
Я не то что критично отношусь к молодым, больше сочувствую им. Однажды встретил мальчишек с Ошского базара на одной из постановок. Они оказались в зале совершенно случайно. Были в оборванной одежде, грязные. Я думал, что они ненароком начудят во время выступления артистов. Но все обошлось. После концерта подошел к ним — мне стало интересно, как они здесь очутились.
Ребята объяснили, что шабашили на соседней площадке и в театр попали случайно. Парнишка со слезами на глазах говорил о том, как ему понравились постановка и игра артистов. До этого он никогда не слышал подобного… Вот это я имею в виду, когда говорю, что сочувствую нашей молодежи.
— Какие вы можете вспомнить курьезы за время работы в театре?
— В тот день, когда я стал директором, на репетиции перед президентской елкой артисты устроили забастовку. Дело было не во мне: коллегам не платили зарплату три месяца. Мера была вынужденной, так как в тот момент на площадке театра находился один из министров и только так можно было решить проблему.
Мне сказали, что, если театр получит статус национального, получка вырастет на 100 процентов. Мы это сделали. Также открыли клуб друзей театра, в который входит около 160 человек, они помогают нашему проекту. Раньше средняя заработная плата артистов была примерно 5 тысяч сомов, сегодня — около 13.
— Наверное, это неприлично, но можно спросить, сколько получает директор театра?
— Моя зарплата — 16 тысяч сомов. Многие артисты зарабатывают больше, чем я. Мы выбили 20 президентских стипендий, размер которых составляет 10 тысяч. Конечно, это немного, но лучше, чем ничего.
— Когда откроется очередной сезон и статуи вернутся на свои места?
— Четырнадцатого октября даем первый спектакль — оперу "Айчурек". Считаю, ее должен услышать каждый, кто здесь живет. Хотя бы раз. Театр будет выглядеть так же, как при открытии в 1955 году. Наша цель — воссоздать первозданный вид.