Перепелки, представляете?! 27-летний Жылдысбек Алмасбеков мог бы открыть в городе очередной салон красоты, магазин или кафе, но этот молодой бизнесмен, который несколько лет ходил в белом воротничке, пошел другим путем — сельскохозяйственным. И, кажется, не прогадал.
— Жылдысбек, расскажите о себе.
— Я из простой семьи. Мой отец всю жизнь был водителем, гонял фуры. Мама — домохозяйка. Я с детства любил точные науки, поступил в Кыргызский экономический университет, хотел стать банковским работником. Но учеба меня разочаровала — я понял, что в нашей стране эта сфера не сильно развита.
К счастью, у меня были друзья-журналисты, которые рассказывали об изнанке работы в СМИ. Благодаря этому после вуза я смог устроиться пресс-секретарем в родной КЭУ. Работал, учился… но не забывал о своей мечте — хотел открыть предприятие, которое приносило бы пользу людям.
— Почему перепелки? Коровы или овцы куда привычнее…
— Пять лет назад я выиграл грант на обучение в Москве и еще пяти областях России. В Твери познакомился с мужчиной, у которого было большое подсобное хозяйство. После лекций я бежал к нему и часами слушал про его работу.
Я задумался: а сколько радиоактивной руды добывали в Кыргызстане? Сколько у нас хвостохранилищ? Как хорошо было бы, если бы у каждой нашей семьи появился доступ к такому полезному продукту!
— Как вы решились открыть свой бизнес?
— Для начала мне потребовались деньги, которых не было. Я забыл про сон, устроился еще на две работы (охранником и разнорабочим на стройку) и начал копить. Еще мне очень помогли друзья Алмаз, Рамиль и Урмат.
Чтобы узнать настроения покупателей, я стал торговать перепелиными яйцами на Аламединском рынке. Многие изумлялись: "Неужели вы лазаете по полям?". Люди же привыкли, что у нас перепелки в поле прячутся… Удивлялись, когда узнавали, что я сам их развожу. За семь месяцев все вложения окупились… Я отдал бизнес родителям и вернулся на работу в пресс-службу.
— Но почему?!
— Понял, что для развития нужно гораздо больше денег. Дело в том, что держать много птиц в сарае нельзя: перепелки очень шумные. Требовалось увеличить площадь, поставить генератор. По моим подсчетам, это стоило 8-9 тысяч долларов. У меня просто опустились руки!
— А как вы вернулись в перепелиный бизнес?
— Однажды ко мне в университет пришли сотрудники Фонда развития предпринимательства, которые рассказали о своем проекте "Я инвестирую в Кыргызстан". Я написал бизнес-план и выиграл льготный кредит — 950 тысяч сомов. Взял землю в аренду, купил 4 тысячи птенцов. Насколько я знаю, у нас этим практически никто больше не занимается.
— Сколько стоит ваша продукция?
Сейчас мою продукцию также можно купить на бишкекских рынках. Планирую вскоре начать штурмовать супермаркеты.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Найти работников! Ухаживать за птицами, убирать клетки — тяжелый труд, которым не многие хотят заниматься. Но ничего, мы с Алмазом, Рамилем и Урматом идем вперед: сейчас я строю новый птичник по техническим регламентам ЕАЭС. Люди мне доверяют, вкладывают деньги… Чем черт не шутит — так и на экспорт выйдем!