Фильм Алексея Учителя еще задолго до премьеры вызвал негодование депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской и радикальных православных верующих. Против него писали обращения в прокуратуру, горел режиссерский автомобиль. Некоторые сети кинотеатров заранее отказались от проката "Матильды". Но премьера все-таки состоялась: сначала в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, а потом и в Москве, в кинотеатре "Октябрь".
Кинотеатр охраняла полиция. Не могу сказать, что он был сплошь оцеплен стражами порядка, но металлические ограждения установили. Впрочем, на них никто не бросался, никого они не сдерживали.
Турусы на колесах
Но к делу! Фильм совершенно не скандальный. Чувство, которое можно было бы охарктеризовать как "ну ничего себе, загнули!", не возникло ни разу. Нет творческой наглости, от которой захватило бы дух. Действие ровное и размеренное.
В "Матильде" ничего подобного нет. Это совершенно стерильная кинолента.
Рассматривать ее как источник информации о событиях конца XIX века тоже не стоит. Уже в начале картины нагромождены целые турусы на колесах нелепицы. Среди них — император Александр III, держащий на плечах железнодорожный вагон! Не спрашивайте, зачем. Сюда же относится и какое-то нелепое покушение на Николая II с мордобоем…
Ничего подобного никогда не происходило! Конечно, история для большого художника — это лишь гвоздь, на который он вешает свое полотно. Но такие искривления истории уже на старте катастрофически снижают уровень доверия зрителя. Если бы в какой-то момент Николай II схватил осиновый кол и принялся вонзать его в выскакивающих из будуара вампиров, уровень достоверности, боюсь, не упал бы.
Любой сочинитель историй знает, что врать надо с огоньком. Задорно — чтобы и автор, и зритель говорили: "Ух ты!". Но в "Матильде" исторические события переиначили вообще непонятно зачем. Никакого особого смысла в этих фантазиях нет. Сюжет они двигают, но куда-то вбок.
По лекалам Болливуда
Все это в "Матильде" есть. А вот с диалогами — полная беда. Говорят герои исключительно мало, и все по делу. Не реплики, а предельно обезличенный функционал. "Вот эта балерина ничего так," — заявляет император Александр III наследнику престола. Все! Больше нет между ними никакого общения. А между предельно функциональными фразами вдруг проскакивает "я тебя люблю", что только добавляет происходящему нелепости.
Больше всего напыщенных и глупых фраз досталось герою Данилы Козловского. "Ты украл мой поцелуй!" — говорит он, начистив физиономию Николаю II (не спрашивайте, было ли это на самом деле). А потом вымышленного поручика Воронцова (которого, собственно, и играет Козловский) зачем-то макают в стеклянный резервуар с водой. Когда в очередной раз поднимают, Козловский страдальчески заявляет что-то вроде: "Это все во имя любви".
На пресс-конференции Алексей Учитель говорил, что сценарий переписали тысячу раз, все разжевали и отрепетировали. И только Ингеборга Дапкунайте (игравшая императрицу-мать) порой возмущалась: "Царица не может так говорить!".
В конце концов, фильм очень скучен. Честно признаюсь, я уснул, когда вымышленный герой Козловского набросился на Матильду и начал страстно щекотать ее бородой, излагая по-болливудски душераздирающую историю о том, как его девушка покончила с собой из-за того, что он полюбил Матильду. Больше меня уже не интересовало, чем все это закончится.
Актерский ансамбль
Об актерах. Николай II в исполнении немецкого актера Ларса Айдингера похож на аутичного дитятю-хипстера возрастом сильно за тридцать. Ни малейшей попытки показать внутренний мир героя не предпринимается. Без штанов мы императора видим, но душа его скрыта и зрителю не явлена. Один раз блеснули в его глазах слезинки, только не исключаю, что их пририсовали компьютерные графики.
Я так и не понял, в чем состоит великолепная актерская игра этого заграничного гостя, о которой Учитель так много говорил на пресс-конференции. Игры вообще никакой не заметно — Айдингер бесстрастен, как робот.
Роль Матильды исполняет Михалина Ольшанска. Польская актриса, без сомнения, лучшая в этом фильме. Она действительно очаровательна и соблазнительна, даже в кринолинах. Она вроде как сама крутит фуэте. Один раз достаточно долго показывает обнаженную грудь, и это, наверное, лучший момент картины.
Но полноценный образ не удается выстроить и польке. Слишком мало фактуры в ошметках сценария, на плоть характера не хватает. Ольшанска оживляет свою героиню при помощи кокетства и жеманства, однако глубины нет. Хотя иногда кажется, что вот-вот она появится…
Возникло стойкое ощущение, что платили Козловскому за количество произнесенных фраз и сильно экономили. Поэтому говорит его герой крайне мало, и все больше странную возвышенную ахинею. Напоминает он не романтичного Ла Моля, а агрессивного психа-преследователя.
Ингеборга Дапкунайте сыграла явно не свою роль — все равно что натянула правую перчатку на левую руку. Во-первых, ее героиня выглядит старше, чем Ингеборга на самом деле. Во-вторых, императрица совсем не улыбается. В-третьих, это отрицательная героиня, которая разрушает счастье влюбленных. Ингеборге такая роль совсем не идет. Она вполне могла бы сыграть молодую Александру Федоровну. Да и саму Матильду могла бы! Но зачем-то мучилась в образе склочной старухи.
Костюмы ради костюмов
У автора этих строк сложилось впечатление, что фильм ставил не Алексей Учитель, а костюмеры. Сюжет на фоне их работы приобретает второстепенное значение. Это какой-то ритуальный набор действий, досадная обязаловка в рамках винтажного показа мод. Так что костюмеров стоит похвалить. Но все, что мы видим в "Матильде", — это костюмы ради костюмов. Ничего более.