Как выглядят заброшенные урановые шахты близ Майлуу-Суу, выяснили корреспонденты Sputnik Кыргызстан. Эти рудники начали разрабатывать после войны, в 1946 году.
К работе привлекли горняков, бывших эсэсовцев, дворян, переселенных немцев и крымских татар. Трудились там добровольно. Как вспоминает бывший начальник горного участка Леонид Бешер-Белинский, там очень много платили.
"Мой заработок в месяц составлял 3-8 тысяч рублей. Чтобы нынешнему читателю было понятно, как это много, скажу, что в те времена пол-литровая бутылка водки стоила 23 рубля, а бутылка шампанского — 27. В конце 1949 года на предприятие поступила разнарядка на реализацию трех автомобилей "Москвич-400" стоимостью 11 тысяч рублей. Конечно, желающих приобрести авто оказалось больше трех", — пишет он в своей книге.
"Мой сосед Аким Садыков с 17 лет работал на барабане, где дробят руду. Это самое опасное производство. Он перед тем, как войти на рудник, выпивал по пять стаканов молока — оно выдавалось бесплатно. Аким Садыкович проработал там 15 лет! В 82 года он в очередной раз женился, а умер, отпраздновав 90-й день рождения", — рассказывает Баширов.
Шахты закрыли в конце 60-х, входы намертво забетонировали. После распада СССР местные жители проломили стены рудника, чтобы вынести хранящийся там металл. Вокруг города Майлуу-Суу сейчас 23 хвостохранилища.