30-летний житель Швейцарии уже три с половиной года не был на родине: Йонас Блок путешествует по миру на велосипеде. Его путь пролегал и через Кыргызстан — в Стране небесных гор европеец в общей сложности провел 5 месяцев.
— Давайте начнем с вашей истории. Как вы дошли до жизни такой?
— В 16 лет я, как любой стереотипный швейцарец, отправился работать в банк. Через пару лет понял, что не могу жить без путешествий. После успел пожить год в Австралии и поработать на горнолыжном курорте на родине.
— Как вы готовитесь к такому приключению?
Финансовая подготовка не такая сложная. Больше всего я потратился на велосипед, он у меня очень хороший. Палатка же и спальный мешок стоят недорого.
— Как выбираете страны, которые посетите?
— Я ездил туда, где несложно получить визу. Еще важно, чтобы моя семья была уверена в безопасности этого государства. Например, сначала думал пересечь Украину и приехать в Россию.
Однако многие стали говорить, что на русско-украинской границе находиться рискованно, поэтому я отказался от этой затеи. Так я пересек Европу, побывал в Турции, Иране, Китае и Центральной Азии.
— Что вы знали о Кыргызстане перед тем, как побывать здесь?
— Это очень забавная история. Я говорил о вашей стране с другими путешественниками, и они мне описали Кыргызстан так: по ландшафту это как Швейцария, только чуть-чуть лучше. Да, тут такие же высокие горы и красивые озера, но нет многочисленных туристов и очередей. Здесь простор, можно дышать полной грудью.
— Как кыргызстанцы реагируют на вас? Все-таки путешествовать на велосипеде — это необычно.
Сначала я очень переживал, что его могут украсть на бишкекской улице — у меня на родине это вполне вероятная ситуация. Но меня успокоили: "Твой велосипед тут никому не нужен. Вот за машину или лошадь стоило бы переживать". Как интересно: а в Европе лошадь можно оставить где угодно — с ней точно ничего не случится.
— Что вас больше всего удивило в Кыргызстане?
— Когда я путешествовал по отдаленным частям страны, всегда старался ночевать подальше от юрт. Боялся, жителям не понравится, что я оказался на их частной собственности. В Швейцарии была бы именно такая реакция.
Потом удивился, что местные, завидев мою палатку, приходили ко мне и приглашали провести ночь в юрте. Как только переступаешь порог, перестаешь быть гостем и становишься частью семьи. Они не отпустят тебя, не разделив завтрак, обед и даже ужин. Это что-то невероятное!
— Легко привыкли к азиатской кухне?
— Большинство блюд мне очень нравится. Когда ты целый день крутишь педали, то нужно восполнять энергию хорошим питанием. Из-за этого я просто влюбился в лагман и плов — идеальные блюда для этих целей.
Но у меня была одна проблема: где бы не был, везде пытаются напоить кумысом! А мне его резкий вкус не нравится, в отличие от айрана или максыма.
— Были курьезные случаи?
Они оказались очень вежливыми ребятами, объяснили, что это игра, предложили присоединиться. В общем, ваша гостеприимность действительно не знает границ!
Однажды я даже попрощался с жизнью. В горах увидел, что мне навстречу скачут на осликах трое мужчин с ружьями. Причем это было очень старое оружие — картина сумасшедшая.
Оказалось, они не меня хотят убить, а волков. По их словам, тут водится много хищников: в общем, напугали меня еще больше.
— Что вам здесь понравилось?
— Тут есть такое понятие, как CBT, — community based tourism. Впервые я столкнулся с таким в Арсланбобе. Ты приезжаешь в село, где нет отелей, приходишь в CTB-пункт, и там тебе предлагают место в доме местных жителей.
Дело в том, что гостиницы требуют инвестиций, а тут с деньгами не так просто. Впрочем, думаю, что жить в местной семье — это великолепная идея.
— Вы не устали от трехгодичного путешествия?
— Очень. Все это время я не видел свою семью. Пришло время вернуться домой.