Срочно-обморочно
Если вы думаете, что человек, который оставляет много денег в дорогом ресторане, защищен броней и непроницаем для внешнего мира, то очень сильно заблуждаетесь. Богатому посетителю элитного общепита тоже могут плюнуть в суп, и даже с большей вероятностью, чем простому смертному. Потому что многие, кушающие задорого, считают правильным обижать официантов.
О сути дела — в двух словах. Фирма, занимающаяся организацией массовых мероприятий, находится в состоянии коллапса. Спасти ее может только чудо, и оно происходит. Поступает крупный заказ на проведение свадьбы в старинном замке, с салютом, музыкой и лакеями в ливреях. Праздник надо делать срочно-обморочно. Все подносы и столовые приборы, как и положено в комедии, валятся из рук.
Лакеев набирают даже не по объявлению, а, можно сказать, с улицы, не глядя на лица. И вот одиозные парижские идиоты напяливают дурацкие костюмы и берут в руки подносы. Среди этих несчастных есть самый безутешный бедолага — немолодой такой, при пузике, мужчина, влюбленный в невесту. Он намерен любой ценой пробраться на торжество и все испортить.
Но и это лишь одна, не самая большая проблема. В замке дефективная электропроводка, заказанное на праздник мясо безнадежно протухло, задешево нанятые лабухи строят из себя звезд и не хотят играть свадебную попсу… В общем, из рук валится все и с грохотом.
Как что работает
Праздник, увиденный с другой стороны, — не такая уж и новость. Старая советская комедия "Карнавальная ночь" тоже, в принципе, об этом. Но есть и разница. В фильме молодого Эльдара Рязанова все рушится, пожалуй, только у товарища Огурцова, а в "Переполохе…" праздничный коллапс наступает для всех, сметает все на своем пути. Кажется, что хуже и труднее быть не может, и тут — раз! — становится еще хуже.
Но мало того! Здесь мы наблюдаем еще и элементы фильма-катастрофы. Потому что все, что может пойти неправильно, так и идет. В то же время мы смотрим и понимаем, как работает эта отрасль капиталистического хозяйства.
Еще у нас есть понимание, что создатели фильма откуда-то знают то, о чем рассказывают. Некоторые приметы и детали, которых не выдумаешь при всем желании, говорят нам об этом. Конечно, приятно, когда к зрителю относятся вот так — от души и взаправду.
Сценаристы российских комедий редко достигают подобных производственных высот, редко имеют понятие о какой-либо профессии вообще. Конечно, можно вспомнить сериал "Кухня" — там тоже производственная комедия. Но она все-таки, при всем уважении, большей частью из вымышленного мира.
Типажи и дежа-вю
Кинокритиков, присутствовавших на просмотре, фильм рассмешил. Они, как дети малые, хохотали в голос и хлопали в ладоши.
Замечу, что смешно у французов становится тогда, когда живой человек со всеми своими проблемами и недостатками (и даже благодаря им) попадает в трудное положение. Или конфликтует с таким же носителем недостатков. Это, конечно, результат многовекового, идущего еще со времен великого Мольера развития и совершенствования жанра. Это не российские комедии про улыбчивых менеджеров без свойств и слабостей.
И об актерах. В "Переполохе…" — удивительное дело — очень многие актеры похожи на своих российских коллег. Например, глава фирмы по организации праздников (Жан-Пьер Бакри) — просто вылитый Александр Филиппенко. И играет он примерно с той же страстью и мимическим многообразием. Герой, который пробирается на свадьбу в костюме лакея, чтобы увести невесту (Венсан Макен), — это почти Иван Ургант (чуть постарше и потолще). Халявщик-фотограф (Элбан Иванов) очень напоминает Ролана Быкова. На отечественную звезду похожа даже актриса-афрофранцуженка Эй Айдара, которая играет психованную менеджершу-карьеристку. В профиль она — вылитая Жанна Агузарова.
И вот эта схожесть дает интереснейшее чувство дежа-вю. Неожиданно мы видим идеальную российскую кинокомедию, какой она могла бы быть, относись создатели жанра к своим детищам любовно и трепетно.