Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
До 10 февраля большинство кандидатов в президенты РФ обязаны собрать определенное число подписей избирателей в свою поддержку.
С другой стороны, сбор подписей — это мини-кампания, в ходе которой кандидаты при желании уже могут заявить о себе и своих предвыборных программах. Однако пока таковой является разве что кампания действующего президента РФ, избирательный штаб которого сообщает прессе о каждой дополнительно собранной сотне тысяч подписей.
Штаб Ксении Собчак сообщает нам главным образом о процессе сбора денег на кампанию, штаб Павла Грудинина — об исключительной сердобольности кандидата, аккумулировавшего гигантские средства на зарубежных счетах в целях лечения больного родственника, штаб Ирины Волынец — о том, как ей удалось вскочить в "последний вагон" списка кандидатов.
Других претендентов в целом не слышно и не видно. Не видно, в частности, чтобы они собирали подписи в свою поддержку на улицах Москвы. Не нравится столица? Вот я в выходные побывал в Костроме, а до этого — в Ярославле, но и там что-то не наблюдается процесса сбора подписей чьими-либо штабами.
В любом случае через три недели станет доподлинно ясно, кто всерьез настроился на кампанию, а кто "сачок".
Уже в момент закрытия Центризбиркомом списка претендентов 12 января стал понятен результат будущего голосования. Тогда же возникла ясность и с общей формулой предвыборной кампании, в принципе повторяющей кампанию 2012 года, когда конкуренцию Владимиру Путину составил кандидат от "левых" сил.
Другое дело, что на этот раз от "левых" был выдвинут не лидер КПРФ Геннадий Зюганов, а "свежий" кандидат — и это поначалу сулило выборам интригу. В экспертной среде сформировался даже некий хор голосов, взявшихся пророчествовать, что Павел Грудинин может набрать в ходе кампании "неожиданно много" голосов в свою поддержку. Сейчас же там сформировался новый хор, участники которого считают, что кандидат от "левых" сил сдулся уже на старте, запутавшись в своих зарубежных счетах.
Можно сказать, что Грудинина со второй половины января не слышно в массах по той простой причине, что ему, как выдвиженцу от парламентской партии, не надо собирать подписи избирателей в свою поддержку, а значит, незачем мельтешить на улицах городов России. Но он не появился на публике и 19 января, когда каждый сколько-нибудь серьезный кандидат в президенты посчитал необходимым окунуться в крещенскую иордань.
Даже светская львица Ксения Собчак не поленилась искупаться в проруби на томском морозе, а Грудинин возможностью показать себя мужчиной и патриотом пренебрег, потеряв, я считаю, сотни тысяч потенциальных голосов российских избирателей. Словом, решающую роль в судьбе России вновь могут сыграть пресловутые русские морозы.
Резкое падение уровня котировок политических акций Павла Грудинина в последнюю неделю снизило интерес многих избирателей к выборам. Битвы титанов пока не получается: одному из двух "титанов" явно не хватает мотивации для того, чтобы грызть избирательную кампанию зубами, выгрызая максимально возможный результат. Следовательно, есть риск снижения явки граждан на избирательные участки 18 марта.
Сколько конкретно голосов наберет Павел Грудинин по итогам выборов — его личное дело. А вот уровень явки на выборы — дело государственное. Ведь не потому же сценаристы нашего предвыборного сериала заменили одного из актеров на новичка, что у него круче банковский счет, а для того, чтобы привлечь внимание как можно большего числа зрителей.
Полагаю, в самое ближайшее время товарищи по партии объяснят Грудинину, что с таким пассивным отношением к кампании можно проиграть не только Жириновскому, но и, паче чаяния, блондинке Собчак. А вот это уже ни в какие ворота…
Сегодня у "левых" есть перспектива получить по итогам президентских выборов несколько министерских портфелей. А теперь представим себе, что кандидат "против всех" обойдет по итогам кампании кандидата от "левых" сил, — после этого впору распускать КПРФ ввиду ее полной профнепригодности.
Из инсайдерских источников известно, что избирательный штаб Грудинина сегодня ломает голову над тем, как оживить его кампанию и придумать нечто, что можно предложить массовому зрителю в третьем эпизоде предвыборного сериала. Вот только не поздно ли?
Вся надежда (если говорить об уровне явки), похоже, на телевизионные ток-шоу (их россияне вынуждены будут смотреть холодными февральскими вечерами), которые и призваны расставить точки над i. Тем более что "левые" обещали избирателям обеспечить участие в этих шоу Владимира Путина.