Важное предвыборное заявление Владимир Путин уже сделал — он сказал, что идет на президентские выборы самовыдвиженцем. Рискну предположить, что, несмотря на все внешнеполитические успехи и на то, что в следующие шесть лет внешнеполитическая активность РФ не снизится, Путин акцентирует внимание на внутренних проблемах и займется проведением сложной политической реформы.
Почему не от партии власти?
Между четвертым и двенадцатым годом XXI века глава государства пытался создать в России работающую систему партийно-политической конкуренции. О ставке на партийную систему свидетельствует факт выдвижения Дмитрия Медведева в 2008-м и Владимира Путина в 2012 годах кандидатами в президенты от "Единой России" (до этого, в 2000-м и 2004-м, Путин также шел самовыдвиженцем).
Их можно понять. Слишком велик груз ответственности, слишком велика цена ошибки. Почему бы не переложить ответственность на главу государства, если можно?
В этом смысле оппозиционные партии отличаются от провластных только тем, что первые готовы с закрытыми глазами (не вникая) отвергать любую инициативу Путина, а вторые точно так же готовы любое его действие поддержать. Но власти без ответственности не бывает. Политики и партии, не принимающие на себя ответственность, становясь не более чем декорацией.
Поскольку политические партии оказались неспособны обеспечить преемственность и стабильность курса страны, российская политическая система держится на Владимире Путине. Он является ее стержнем. Если бы Путин стремился к пожизненной власти, он бы ее давно достиг.
Однако в том-то и проблема, что президент РФ пытается создать систему, которая будет работать не только с Путиным, но и без Путина, и помимо Путина.
А дальше что?
Четвертый срок Путина ориентирован не только и не столько на то, чтобы обеспечить и так достигнутую внутриполитическую стабильность, сколько на гарантию преемственности путинской политической системы, ее продления.
Этого невозможно добиться, пока президент является единственным носителем народного доверия и единственным реализатором народной воли. При наличии грамотного и волевого главы государства такая система может быть весьма эффективна, но она не гарантирует преемственности проводимой политики на многие годы.
Саморегулирующаяся система
После двукратного эксперимента с выдвижением в президенты от партии Путин неслучайно решил идти на выборы самовыдвиженцем. В таком случае он получает мандат народа на те самые преобразования, которые партии не сподобились (точнее, не пожелали) совершить в 2008–2017 годах.
Любая политическая сила имеет право поддержать президента, но ни одна из них не может диктовать свою позицию по принципиальным вопросам.
Поскольку партийный эксперимент не удался и нет времени его продолжать, реформа будет внедрена непосредственно президентом, опирающимся на волю и доверие народа.
Работай или будешь уволен
Среди прочего это может привести к ускоренной ротации политической элиты в России. К активной работе вертикальных и горизонтальных лифтов, которые еще более активно станут выносить на поверхность политической жизни молодых губернаторов и министров — ту новую элиту, которой предназначено управлять страной в 2030–2050 годах.
Не всем удастся удержаться. Кадровые ошибки будут исправляться столь же оперативно. У чиновников будет значительно меньше времени на то, чтобы доказать свою эффективность.
Это неизбежная плата за инертность политического класса, проявлявшуюся в последнее десятилетие. Тем более что реформу, принять ответственность за которую политический класс не пожелал, президенту приходится реализовывать в условиях не только политического цейтнота, но и жесткого внешнего давления на Россию и на него лично.
Именно для решения такой сложной и системной задачи, решения, которое неизбежно столкнется с пассивным (а возможно и активным) сопротивлением части политической элиты, Путину и необходим мандат народа. Он уже сделал Россию вновь великой. Теперь необходимо закрепить успех на века. Тогда сама страна станет лучшим памятником путинскому правлению.