00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Зачем третий нефтезавод Кыргызстану, когда двум не хватает сырья?

© Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкНефтеперерабатывающее предприятие. Архивное фото
Нефтеперерабатывающее предприятие. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В Кыргызстане частенько простаивают два крупных нефтеперерабатывающих завода, при этом появился инвестор, который хочет построить еще более мощный НПЗ. Зачем стране такое крупное предприятие и какой есть интерес у инвестора, выясняла редакция Sputnik Кыргызстан.

В Таласской области инвесторы планируют построить нефтеперерабатывающий завод стоимостью 800 миллионов долларов, оборудование для него привезут немецкое.

Погода в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Надо ли повышать тарифы на электричество? Мнение специалистов
Как сообщил полномочный представитель правительства в области Марат Мураталиев, завод в СЭЗ "Маймак" обеспечит рабочими местами более двух тысяч человек. В Таласской области ранее работал НПЗ, но он прекратил деятельность из-за нехватки инвестиций.

Резонно возникают вопросы: нужен ли новый нефтезавод области, тем более третий в маленьком Кыргызстане? Не постигнет ли его судьба предшественника?

Какова ситуация с ГСМ в Кыргызстане

Ежегодная потребность страны в горюче-смазочных материалах — более миллиона тонн. 95 процентов поставляется из России, рассказал исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов.

© Фото / Гульназ ДжумабековаИсполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Улан Кулов
Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Улан Кулов - Sputnik Кыргызстан
Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Улан Кулов

"В стране есть пять нефтеперабатывающих заводов: в Токмоке, Кара-Балте, Таш-Кумыре, Джалал-Абаде и Кемине. Они производят ГСМ, но их главная проблема связана с сырьем — в Кыргызстане добывается мало нефти, поэтому есть перебои в их работе", — сказал Кулов.

Отметим, что два завода — в Токмоке и Кара-Балте ("Джунда") — построены китайскими инвесторами и имеют годовую мощность переработки 400 тысяч и 800 тысяч тонн нефти соответственно.

Есть ли перспективы?

Как еще раз подчеркнул Кулов, главная проблема — недостаток местного сырья. Однако полагаться на импортную нефть также нельзя.

Работник заливает расплавленный чугун в формы. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Проекты, которые сделают вас богачами в Кыргызстане, — для инвесторов
"Импорт есть, но это не чистая нефть, а полуфабрикат. Также у нас есть квота на беспошлинную поставку 450 тысяч тонн сырой нефти из России. Вроде у компаний есть контракты с российскими производителями, однако стоимость транспортировки по железной дороге высокая, а по трубопроводам нет возможности", — рассказал Кулов.

Исполнительный директор сказал, что затрудняется сказать о перспективах нового предприятия, так как в первую очередь лучше загрузить существующие мощности.

Бывший президент Ассоциации нефтретрейдеров, заслуженный экономист Кыргызстана Жумакадыр Акенеев отметил, что в Таласской области нет запасов нефти. Однако он предложил посмотреть на географию и логистику.

© Sputnik / Табылды КадырбековДоктор экономических наук Жумакадыр Акенеев
Доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев  - Sputnik Кыргызстан
Доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев

"Думаю, что это казахстанские инвесторы. Почему? Во-первых, станция "Маймак" расположена около границы с РК, во-вторых, имеется железная дорога в РК. То есть будут импортировать казахстанскую нефть. Таким образом, инвесторы строят завод в Таласской области, чтобы беспошлинно ввозить сырье и вывозить готовую продукцию", — рассказал Акенеев.

По мнению экс-главы ассоциации, такой вариант очень выгоден инвестору, так как себестоимость нефтепродуктов будет даже ниже, чем в Казахстане.

"У нас НДС ниже, чем в Казахстане. Сравните 18 с 12 процентами. Другой плюс — наша электроэнергия примерно в три раза дешевле, чем в РК. Но есть плюсы и для Кыргызстана — налоги от завода будут поступать в бюджет страны и области", — пояснил экономист.

Кто инвестор и где НПЗ найдет нефть?

Редакция связалась с главой Таласской области Мураталиевым, который рассказал, что объект планирует построить казахская компания "Темирлан-ойл".

© Фото / Элмира СуйутбековаПолномочный представитель правительства в Таласской области Марат Мураталиев
Полномочный представитель правительства в Таласской области Марат Мураталиев - Sputnik Кыргызстан
Полномочный представитель правительства в Таласской области Марат Мураталиев

"Они планировали начать строительство еще в 2010 году, привлекли средства из Германии в размере 800 миллионов долларов. Но затем возник ряд вопросов с ИНН, я сейчас помогаю им. Дай бог, если начнут, привлекут первый транш в размере 200 миллионов долларов. Этот завод позволит создать 2 тысячи рабочих мест", — рассказал глава области.

По его словам, мощность переработки составит 3 миллиона тонн нефти в год.

"От станции "Маймак" до нефтепровода в Казахстане 17 километров. Они сообщили, что уже договорились и оттуда будут брать нефть", — рассказал Мураталиев.

Куда будут вывозить продукцию, он ответить не смог.

В Таласской области есть и другие проекты, например, планируют открыть четыре логистических центра.

Лента новостей
0