Перед тем как попасть на территорию колбасного завода, мы прошли несколько процедур. Во-первых, сняли все кольца — а вдруг ювелирное изделие попадет в фарш? Во-вторых, подписали документы, что полностью здоровы, и никаких "выделений из ушей и носа" у членов съемочной группы нет.
Само собой, мы надели халаты, бахилы и шапочки — это еще облегченный вариант. Работники цеха оставляют всю одежду, вплоть до нижнего белья, и надевают униформу. Открытыми остаются только лицо и руки.
Руководитель предприятия Мырзабек Орумбаев объясняет: тут все сделано по передовым стандартам безопасности. А ведь 12 лет назад его бизнес стоил триста долларов.
— Расскажите о своем детстве. Как оно прошло?
— Я родился в Караколе. У меня и папа, и мама преподают кыргызский язык и литературу. В семье четверо детей — старшая сестра и трое братьев. В семье педагогов сложно учиться плохо, и лицей я окончил с золотой медалью.
— Почему захотели учиться в Бишкеке?
— Я решил это сразу. Благодаря хорошей учебе меня могли принять на бюджет сразу в несколько вузов, но я выбрал Кыргызско-Турецкий университет "Манас". Сдал экзамены и начал учиться на инженера-компьютерщика.
— А на что жили?
— Я хорошо учился, и мне выдавали повышенную стипендию — 23 доллара. Я получал ее все время учебы — с 2000-го по 2005 год. Немного, конечно, но университет обеспечивал всем необходимым.
Первые три года жил у родственников, потом переехал в общежитие. С 4-го курса стал подрабатывать: мы с друзьями чинили компьютеры, устанавливали программы.
— Как вы начали продавать сэндвичи?
— В 2005 году после учебы я поехал на заработки в Астану. Там в аспирантуре уже учился мой брат. Вообще-то я планировал устроиться по специальности. Собеседования проходил легко, но было трудно получить разрешение на работу в Казахстане. Так и сидел без дела…
Наш стартовый капитал составлял 300 долларов. За 200 купили упаковочную машинку, на оставшуюся сотню закупили продукты.
Делали сэндвичи на кухне в нашей съемной квартире. У меня не было особых кулинарных навыков, но ничего, справился. Первую партию продали продавщицам на рынке. Неожиданно на нас свалился шквал заказов!
Тогда Астана бурно развивалась, в столицу Казахстана приезжало много людей. Мы открыли цех, за три месяца оформили бизнес. Тяжелее всего было найти батоны нужной длины. Их там никто тогда не выпекал. Мы пораскинули мозгами и открыли свою пекарню.
На второй год работы втроем купили по квартире в Бишкеке. Денег хватило и на машины. Через четыре года вернулись в Бишкек.
— Зачем?!
— Как зачем? Тут же наша родина! В Казахстан мы выезжали на заработки. В 2009 году решили: пришло время делать бизнес в Бишкеке. Там остался наш партнер, а мы открыли цех здесь.
— Тут тоже все пошло как по маслу?
— Нет. Тут рынок гораздо меньше. Чтобы зарабатывать те же деньги, что в Астане, надо продавать в 3 раза больше!
Кроме того, в Астане мы привыкли работать так: магазин дает нам деньги, а мы ему — товар. А здесь все по-другому: ты даешь магазину товар в долг, и только потом он с тобой расплачивается. Но сейчас я отошел от сэндвичей — этим занимается мой брат. Под моим руководством остался колбасный цех.
— Как вы решили его открыть?
— В Кыргызстане всегда витало очень много мифов вокруг колбасы. У нас тоже были вопросы к поставщикам. В конце концов решили делать все свое.
От идеи до выпуска первой партии прошло два года. Собирали документы, строили цех. С деньгами все тоже было непросто: мы вложили свои накопления, пришлось залезть в долги.
По тому же принципу открыли современную скотобойню в селе Кочкор. Теперь сами забиваем скот.
— Вы взяли кредит в Российско-кыргызском фонде развития. Зачем он вам понадобился?
— Кыргызстан — маленькая страна. Чтобы стать крупным бизнесменом, надо продавать товар за рубеж. Евразийский экономический союз дал Кыргызстану хорошую возможность для производства.
Чтобы наш завод отвечал последним мировым стандартам, мы решили взять у РКФР кредит в 67 миллионов сомов. В октябре 2017 года обновленный завод приступил к работе. Благодаря вложенным деньгам производство продукции увеличилось с 4 тысяч тонн до 8 тысяч. Сейчас там работает около сотни человек.
Кстати, в ближайшее время мы начнем продавать свою продукцию в Казахстане. Там уже одобрили качество колбасных изделий.
— Какой у вас была самая большая сумма, что вы заработали за месяц?
— Чистая прибыль составила 60 тысяч долларов на четверых. Но все деньги пошли обратно в производство.
— Многие предприниматели жалуются, что в Кыргызстане не хватает квалифицированных кадров.
— Да, эта проблема в нашей стране ощущается остро. Все годы независимости мы занимались куплей-продажей, никто не хотел вкладываться в производство. После вхождения в ЕАЭС и открытия РКФР для кыргызстанского бизнеса открылись хорошие возможности. Сейчас строится много заводов, но не хватает квалифицированных сотрудников.
Нам, например, сложно найти микробиологов, технологов, пищевых инженеров. Мы специально приглашаем иностранных специалистов, чтобы они обучали наших.
— Что бы вы посоветовали желающим открыть бизнес?
— Сперва надо написать очень хороший бизнес-план, просчитать все риски и только после этого начинать дело. Если честно, 60 процентов успеха зависит от настроя самого предпринимателя. Если человек сильно хочет, у него все получится.
Алмаз Суйунбеков также начинал свой бизнес с нуля. Он с шести лет работал на базаре, а в тринадцать заболел раком…