Кто из нас не видел сначала в зарубежных, а потом уже и в отечественных фильмах сцены задержания подозреваемых в различных преступлениях, когда те сразу заявляют: пригласите моего адвоката, я без него ничего говорить не буду.
Недавно прочитала, что в некоторых странах появилась идея, чтобы родным подозреваемых могли разрешить подключаться к защите дорогих и близких им людей сразу на стадии следствия. Конечно, спору нет, семья не заменит гражданину профессиональных защитников, съевших в своем деле собаку, но родные смогут подключаться к делу вместе с адвокатом. При этом даже присутствовать, например, на допросах. Не думаю, что следователи попросят жену задержанного выйти покурить в коридор, пока они будут на голову ее благоверного надевать полиэтиленовый пакет, чтобы тот признался во всем, в чем его пытаются обвинять.
Конечно, подобные идеи могут не понравиться следователям, ведь кто-то из родственников подозреваемого может проходить по делу и как свидетель, а то, неровен час, и вовсе будет привлечен к ответственности как подельник. Поэтому звучат предложения, чтобы защитниками могли стать только те из близких, к кому у следствия нет особых вопросов по делу. Практика показывает, что иной раз человек в статусе подозреваемого может ходить долго, некоторые расследования затягиваются на годы. Возможно, в этом случае родные быстрее помогут разобраться, в чем дело.
Возможно, где-то родственники уже выступают в роли адвокатов. Мне, например, с подобным сталкиваться не доводилось. В наших судах обычно жены и близкие обвиняемых в лучшем случае находятся в зале судебных заседаний в роли зрителей, где криками и не всегда адекватным поведением пытаются достучаться до судьи. В таких случаях обстановка совсем не напоминает деловую. К тому же в последние годы мы неоднократно убеждались, что многие вопросы граждане привыкли решать митинговщиной и криками, стараясь защитить свои интересы. И думают, что иначе никак. Хотя, может, когда-нибудь научимся делать это спокойно и рассудительно. В том числе в судах, когда увидим, как женам разрешат защищать мужей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции