В начале апреля в Бишкеке не вышли на линии водители маршрутных такси, предъявившие властям несколько требований.
Из-за этого бишкекчане опоздали на работу, в городе образовался транспортный коллапс. С этим ничего нельзя было поделать, ведь водители маршруток работают в частных компаниях. Обеспокоенные люди говорили, что надо увеличивать количество автобусов и троллейбусов или все компании, в которых работают маршрутки, перевести на баланс государства.
В связи с этим агентство Sputnik Кыргызстан постаралось разобраться, что будет, если все маршрутные такси перевести на баланс государства, и сколько они смогут принести прибыли в бюджет республики.
По мнению бывшего бригадира компании-перевозчика Кыялбека Дуйшоналиева, если государство возьмет под контроль микроавтобусы, то это будет полезно всем, в том числе водителям и властям.
"Сейчас частные предприниматели зарабатывают за счет простых водителей, не выходя из дома. Я работал в этой сфере около восьми лет, бригадиром — один год. Поднял на ноги маршрут, не приносящий прибыли, довел количество маршруток до тридцати. Однажды меня позвал директор. Он предложил собирать деньги с водителей, которые хотят работать на маршруте. Я не согласился, и он меня уволил, взяв вместо меня другого человека. Затем они стали требовать с каждого водителя по 300 долларов "входных", — рассказал Дуйшоналиев.
Когда он захотел открыть новую фирму, оказалось, что городскому управлению транспорта для получения схемы маршрута нужна "некоторая сумма денег".
Предложение о передаче маршрутных такси под контроль государства поддерживает и водитель Ренат Раимбеков.
"Если бы предложили подчиняться государству, согласились бы с удовольствием. Думаю, и дорожные инспекторы перестали бы придираться к нам. Каждый водитель ежемесячно платит фирме за патент, в Соцфонд и прочее. На это уходит более 6 000 сомов. Кроме этого, есть ежегодная страховка, лицензия. Если машина сломается, много денег уходит на ремонт", — рассказал Раимбеков.
По информации мэрии, в столице работает 41 фирма, которые насчитывают 4 000 маршруток. Каждый день на 122 маршрутах работают 2 700 бусов. А у государства есть 287 троллейбусов и автобусов. На учете в налоговой инспекции числятся 39 фирм, патенты получили 3 400 водителей.
Кроме этого, ежемесячно надо перечислять в Соцфонд 600 сомов, за страхование автомобиля около 750. Но много и таких, кто не хочет тратиться. Ежедневная чистая прибыль в среднем составляет около 1 500 сомов.
Согласно сведениям налоговой инспекции, в прошлом году 3 400 водителей маршруток в Бишкеке приобрели патенты по 1 500 сомов и за год уплатили налогов на 60 миллионов 299,5 тысячи сомов. А от 39 компаний поступают налоги на 11 миллионов 504,8 тысячи. Минимально компании обслуживают по одному маршруту, максимально — 16.
Если сложить, то в 2017 году в государственную казну от маршрутных такси поступило 118 миллионов 891 тысяча сомов.
Отметим, что если стоимость патента 1 500 сомов умножить на 3 400 водителей, то это должно составить 61 миллион 216,5 тысячи сомов. Это налоговая служба объясняет следующим образом:
Большинство водителей получают патенты как частные индивидуальные предприниматели, а некоторые устраиваются в штат и получают фиксированные оклады. Им платят сами компании. К тому же, когда водитель оплачивает патент сразу за 6-9 месяцев, то предусмотрена скидка 5-10 процентов.
Кроме этого, даже если у тебя есть машина, легко в рейс не выйдешь. В зависимости от маршрута руководство фирмы требует от 1 до 2 тысяч долларов "входных".
Какую выгоду получит государство, если маршрутки перейдут на его баланс
Сейчас в общей сложности от маршрутных такси в казну страны ежегодно поступает 118 миллионов 891 тысяча сомов. А частные компании от водителей получают 163,2 миллиона (102 миллиона сомов фирмам-перевозчикам и 61,2 миллиона — диспетчерам). Значит, если бусы, перевозящие пассажиров, перейдут государству, бюджет получит дополнительно сумму, которая уходит частникам.