БИШКЕК, 8 июн — Sputnik, Тимур Селиванов. Днем рождения кыргызстанской видеоигровой индустрии можно назвать 8 июня. В восьмой день лета 2017 года в крупном онлайн-магазине Steam состоялась премьера игры World of One, который разработала студия Grimwood Team из Бишкека. Геймеры всего мира узнали: в Кыргызстане тоже разрабатывают игры.
"Мы смогли довести World of one до конца, потому что верили в светлое будущее игростроя на нашей родине", — говорят сотрудники Grimwood. Корреспондент Sputnik решил узнать, кто и как приближал светлое кыргызское игровое будущее.
Стать андроидом
По словам технического директора LVR Studio Арсена Орозбаева, он с детства придумывал игры для друзей по двору, сочинял и рассказывал им истории и поэтому решил работать в "геймдеве" (game development — игровая индустрия. — Ред.).
"Мне нравится создавать новые миры. В игре я могу очутиться на необитаемом острове, стать королем маленького государства, киллером или андроидом. Еще когда я был обычным геймером, в чужих играх мне всегда хотелось что-то переделать. Даже карьеру программиста в 2006 году я начинал с версии космической стратегии Ogame: добавил в нее несколько изменений и назвал The Evo. Вокруг игры собралось душевное сообщество, я получил много положительных откликов и советов. Три месяца разработки The Evo дали мне импульс на все последующие годы", — сказал Орозбаев.
Главный проект студии — многопользовательская стратегия Levorium, в которую можно будет сыграть онлайн на сайте разработчиков. На ее создание ушло несколько лет. Сегодня программисты улучшают графику и делают мобильную версию. Игру уже тестировали геймеры из стран СНГ, они подсказали, что необходимо исправить.
Орозбаев отметил, что десять лет назад своего игростроя в Кыргызстане фактически не было, над проектами работали отдельные энтузиасты. Сейчас же появились игровые студии, но они разобщены. По мнению Орозбаева, до полноценной индустрии Кыргызстану еще далеко.
Психология для программистов
В портфолио компании танковые бои Tank Forces, битва с зомби Zombie AR и "угадайка" WorldPuzzle. К сентябрю разработчики обещают выпустить головоломку в жанре "три в ряд". Также они планируют готовить игры под другие платформы — компьютеры или приставки.
"Специалисту в геймдеве необходимо хорошо знать психологию игроков. Это как в кино — коммерческие фильмы должны держать внимание зрителя первые пятнадцать минут. В игре примерно так же", — сказал глава компании.
Развивать геймдев нужно здесь, считает Джумагулов, потому что это дешевле. С его слов, стоимость западного специалиста гораздо выше, чем в Кыргызстане, а по качеству наши разработчики могут соперничать с иностранными. Он отметил, что многие отечественные IT-компании работают на Европу и Азию, поэтому труд разработчика в Кыргызстане хорошо оплачивается. Некоторые люди в возрасте записываются на курсы переквалификации и становятся программистами.
Игры с национальным колоритом
Основной проект объединения — игра "Тенгри". Над ней активно работали пять человек, Гареева отвечала за продвижение и организацию процесса. Идею поддержали в Якутии и Казахстане, а музыканты из алматинской группы "Аркаим" предложили свою музыку для игры.
"Главной проблемой оказалась графика. К нам приходили ребята, которые либо умели рисовать только карандашом на бумаге, либо не соглашались сотрудничать бесплатно, а оплачивать их работу мы не могли. В результате мы так и не смогли сделать приличное визуальное оформление и остановили проект. К сожалению, пока квалификация большинства наших специалистов в геймдеве невысока. То, чему обучают разработчиков в кыргызстанских вузах, совсем не соответствует требованиям рынка", — сказала Гареева.
По ее словам, такие ситуации возникают не только в кыргызстанской игровой индустрии. Гареева выразила надежду, что объединение все же выпустит игру "Тенгри".
Ческидов отметил, что хотел выпустить игру для азиатского рынка, для потомков кочевых народов, среди которых он родился и живет. С его слов, проект "Тенгри" должен был в красках рассказать о кочевой мифологии: битве небесной выси и земляных недр, хана Тенгри и Эрлика. Но сейчас от проекта остались только музыка для проморолика и несколько концепт-артов.
Со слов программиста, объединение "Салт" возникло не ради одного Tengri — они собирались сделать игру и про богатыря Манаса. Если Tengri планировался как вдумчивая стратегия, то "Манас" должен был стать приключенческим экшеном. Однако разработчики не смогли найти финансирование, и "Салт" распался.
Перспектива в приложениях
Директор компании Mad Aliens Семетей Турусбеков открыл студию с коллегами два с половиной года назад. Штат у них небольшой — 3-4 сотрудника и столько же стажеров. Команда разрабатывает War Cars 2 — многопользовательский экшен для смартфонов с боевыми машинами.
По мнению Турусбекова, компьютерные и приставочные игры разрабатывать сложнее, потому что гиганты игровой индустрии захватили эти отрасли и каждый год выпускают масштабные продукты с многомиллионным бюджетом. А мобильные игры пока только набирают обороты, и у небольших команд есть возможность делать качественные продукты на уровне зарубежных коллег.
"Я очень хочу сотрудничать с коллегами-соотечественниками! У нас миллионы конкурентов по всему миру, нам нет смысла соперничать друг с другом, наоборот, следует помогать своим", — призвал Турусбеков.
С его слов, в Кыргызстане есть несколько игровых студий и специалисты набираются опыта, переходя из одной в другую. Студии крайне важно выбрать хорошего руководителя, так как довести команду до самоокупаемости могут единицы из тысяч.