26-летняя Азиза Мурзашова не раз приковывала к себе внимание общественности: то она устраивает эксперимент "Как прожить на пенсию", то взрывает спокойствие блогом о девственности.
А потом она и вовсе бросила работу в крупной компании и уехала в южную столицу. "В Оше на меня странно смотрели, когда я говорила, что феминистка", — улыбается девушка.
— Я родилась в семье бюджетников и отлично знаю, каково есть мясо только по праздникам. Ваши родители тоже ведь госслужащие?
— Да, у меня и мама, и папа — врачи, поэтому я с детства знаю, что значит жить экономно. Например, родители не могли отдать меня в какие-то детские кружки, потому что не было денег.
Был еще один момент: я научилась читать очень рано, в пять лет. Однако наша семья не могла себе позволить книги. Помню свой восторг, когда родители подарили мне мою первую книгу — сказки братьев Гримм.
— Наверное, вы были очень популярной и активной девочкой в школе?
— Напротив. Когда училась в пятом классе, родителям удалось устроить меня в престижную гимназию, где учились отпрыски очень состоятельных семей. Я сразу почувствовала, что не очень-то им соответствую. Например, у них на тот момент уже были телефоны, а я свой первый сотовый получила в 17 лет.
Но и это не самое страшное! Был у нас в классе мальчик, настоящая звезда, все девчонки по нему с ума сходили. Он сидел позади меня и как-то раз прямо при всех заявил: "Азиза, ты как слон! Ты великанша, из-за тебя я совсем не вижу доску!".
Я даже не записалась на школьный вальс: ну как такой слон может танцевать! Была уверена, что слишком толстая, что мои узкие глаза меня уродуют, грезила о пластической операции!
Только в университете поняла, что нужно любить себя такой, какая есть. Вот те же узкие глаза — сейчас я считаю, что это очень красиво!
— Впрочем, опыт вашей юности сгодился вам, когда вы начали ставить эксперименты над собой. Например, написали блог о том, как прожить на пенсию.
— Оказалось, что никак. Прожить на пенсию у нас в стране невозможно! Я помню, как в какой-то момент обронила в переполненной маршрутке несчастную трехсомовую монетку. Представьте: толпа, все в зимней одежде, и я исследуем пол маршрутки, чтобы найти эти деньги.
И вдруг меня пронзает мысль: это ненормально! Неправильно, что наших стариков довели до такого состояния, что они вынуждены дорожить такой мелочью!
— Хватало ли вам денег, чтобы нормально питаться?
— Нет. От сладкого пришлось отказаться сразу. Завтракала я хлебом с чаем. Обед готовила заранее: например, варила суп на неделю вперед. Естественно, он мне успевал смертельно надоесть. Ужинала я отрубями, размоченными в кипятке. На вкус не фонтан, но чувство сытости сохранялось надолго.
Неудивительно, что спустя неделю мое самочувствие ухудшилось. Я стала постоянно мерзнуть, теплые вещи не спасали.
— Да, тогда ваш блог наделал много шума. А какой еще материал всколыхнул общество?
Жених же сразу готов бросить девушку, и это оборачивается большим позором как для нее, так и для ее семьи.
После этого поста на меня посыпалось много гневных комментариев, мол, я сама женщина с низкой социальной ответственностью, поэтому так пишу.
— Можно ли заработать, ведя популярный блог в Кыргызстане?
— Да, мне не раз предлагали писать какую-то рекламу. Но мне этот вариант не подходит, на моей странице все должно быть по фен-шую.
— А сколько можно заработать за пост?
— В среднем 100 долларов. Впрочем, недавно я изучала наш Инстаграм и поняла, что не тем делом занимаюсь! Если у тебя там от 300 тысяч подписчиков и выше, то смело можно брать 300 долларов за пост.
Такие звезды, как Эльдана или Айжан Асемова, зарабатывают такие деньги за один пост, сколько многие и за месяц работы не получают!
Однако "правильная" страничка в соцсети помогает не только заработать, но и устроиться на хорошую должность. В основном работодатели сидят в Фейсбуке, в Инстаграме же прописалась молодежная аудитория.
С хорошей страничкой вам больше никогда не потребуется искать работу. Например, меня взяли в сотовую компанию благодаря Фейсбуку. Оказалось, после собеседования остались только два кандидата и, просмотрев наши соцсети, выбрали меня.
— Почему вы переехали в Ош? Обычно же все происходит наоборот, все стремятся в столицу.
Все были в шоке: мало кто добровольно отказывается от такой возможности! Как раз в тот момент мне предложили поработать автором в ошском журнале.
До этого я была в Оше пару лет назад и за неделю поправилась на пять килограммов. На этот раз я не просто приняла предложение, а решила пожить там хотя бы полгода. Почему нет? Тем более там мне предложили должность главного редактора.
— По душе ли вам пришлась южная столица?
— Для меня Ош — город возможностей. К сожалению, местные профессионалы уезжают за рубеж или в Бишкек, и там очень не хватает кадров. Именно поэтому специалиста в Оше оторвут с руками и ногами.
Я также с удивлением обнаружила, что там все сезоны наступают вовремя. Осень там такая, какой должна быть: с желтыми листьями, а ровно 1 декабря пошел снег. Зимой там можно ходить в осенней куртке, а весна начинается бурным цветением.
— А были у вас там какие-то сложности?
— В Оше тяжело быть феминисткой. Каждый раз, когда люди слышат это слово, они думают: ага, она ненавидит мужчин, для нее они все козлы. Мы же привыкли видеть в качестве феминисток странных женщин с голой грудью, а вот адекватные дамы с нормальной позицией в топ новостей попадают редко.
Для меня феминизм — это свобода выбора. Вот хочет девушка стать домохозяйкой и воспитывать детей — никто не должен говорить, что она клуша и какая-то не такая. Пусть будет счастлива. А другая, например, мечтает строить карьеру. И она тоже имеет на это право! Вот еще пример: если кыргызстанец женился на иностранке, то его все хвалят, он у нас чуть ли не национальный герой. А если девушка вышла замуж за иностранца, то она продажная и непатриотичная. Я за то, чтобы у человека было право выбора, понимаете?
— О, у нас замужество вообще больная тема!
У нас вообще мужчина — как панацея от всех болезней и неурядиц. Бывает, напишу грустный пост, и обязательно кто-то прокомментирует: "Мужика тебе надо".
Родственники тоже переживали за мою личную жизнь, это было очень трогательно. Например, мама пугала меня знакомой, которая "всех женихов отшивала, а сейчас ей 35, и она одна-одинешенька".
У папы была другая позиция. Сначала он говорил: "Доченька, выходи замуж за кадамджайского, нашего земляка. У тебя проблем не будет, традиции-то одинаковые". Проходит время, папа видит, что женихов не то что из Кадамжая, вообще ниоткуда нет.
"Ну что ж, постарайся найти себе кого-то из южного региона", — вздохнул он. Дальше папа был согласен на кыргыза, затем на мусульманина, а потом и просто "лишь бы человек хороший".
— Как-то в своем блоге вы рассказали, как к вам приставали мужчины…
— Да, это было в моей жизни два раза. Первый произошел, когда мне исполнилось всего пять лет. Мы с мамой и сестренкой зашли в маршрутку, и я села на заднее сиденье. Там была подвыпившая компания мужчин, и один из них стал гладить меня по коленке. Детей так не гладят, понимаете?
Мне стало гадко, мерзко и… стыдно. Я не знала, что делать, и просто разревелась. Что это было, я поняла только много лет спустя.
Нужно об этом говорить постоянно. У меня знакомая в Лондоне живет, так ее дочери с детского сада рассказывают, что взрослым категорически нельзя делать по отношению к детям.
— А второй случай?
— Это произошло уже в университете. Тогда я брала уроки каллиграфии, так, для себя. Мне очень нравился наш учитель, он много говорил про свою семью, про детей. Я не чувствовала от него опасности…
Как-то он позвал всех своих учениц в кино: попрощаться перед его отъездом. Смогли только мы с подружками — неудобно было отказывать.
Мне было так противно, что на следующий день не смогла встать с кровати. Родителям сказала, что съела что-то не то. Не хотелось расстраивать.
Плохо, что у нас жертв домогательств и изнасилований всегда стыдят. Ах, она сама ярко накрасилась! Ах, нечего по ночам таскаться! И вообще нонсенс: "Пусть спасибо скажет, что на нее хоть кто-то позарился с таким-то лицом".
— Расскажите, какой момент жизни для вас самый страшный?
— Когда заболела моя сестренка. Она угасала на глазах, а доктора не могли понять, что с ней. Это непередаваемо, когда ты видишь, как слабеет родной человек. Тебя разрывает, ты готов встать посреди улицы и кричать от боли, но это все бесполезно…
Ее спасла моя двоюродная сестра, она тогда только училась в Медакадемии. Изучив все анализы и покопавшись в Интернете, обычная студентка смогла поставить диагноз — оказывается, у нее редкая болезнь. Она написала в российский центр, там доктора подтвердили диагноз. К счастью, сейчас моя сестренка полностью здорова.
— Чем в своей жизни вы гордитесь?
— Пару лет назад я была человеком, совершенно далеким от спорта. А потом мне захотелось пробежать марафон — 42 километра. Я готовилась к нему пять месяцев.
На 35-м километре силы меня покинули. Обычно в таких случаях нужно лечь на асфальт и не двигаться. Но я взяла у волонтеров обезболивающее и стала сама себя уговаривать: "Азиза, если ты с этим справишься, то тебе все будет по плечу!".
Последние семь километров были как семьдесят. Я добежала до финиша и разрыдалась. Наверное, теперь для меня просто нет недостижимых целей!
Почитайте также историю модели из Кыргызстана Евгении Кривенко. Сейчас девушка делает головокружительную карьеру в Турции.