Знаете ли вы, что у кыргызов есть больше 50 детских игр, которые не только интересные, но и положительно влияют на умственное и физическое развитие ребенка? 30 июня в Бишкеке на Южных воротах пройдет Детский караван игр, организованный ЮНИСЕФ совместно с секретариатом по подготовке и проведению III Всемирных игр кочевников и Таалайбеком Уметовым.
— Вы говорили, что правила игры кол курош, которая является одной из визитных карточек ВИК, сегодня исказились. Расскажите подробнее, в чем главная ошибка.
— Эта игра кочевников известна под названием армрестлинг, но у номадов есть несколько моментов, которые делают ее исключительной. Мы, кочевники, всегда путешествовали налегке, перевозить с собой громоздкие столы было неудобно. Поэтому предки придумали свои "фишки": спортсмены во время состязания вставали на одно колено зеркально по отношению друг к другу. Опорой им служило тело. Дальше все как в известных всем правилах армрестлинга.
Мне кажется, если бы на Играх кочевников мы продемонстрировали такую игру, это впечатлило бы зрителей. Я не настаиваю на том, что нужно менять правила соревнований. Думаю, можно устроить показательные выступления с колоритом номадов, который понравится публике.
— Почему вы стали изучать игры кочевников?
Я подготовил работу об опыте воспитания дочери и отправился на курсы повышения квалификации. Изучать вопрос развития потенциальных возможностей младенцев начал в Республиканском институте усовершенствования учителей. Я не медик и не физиолог, поэтому мне нельзя было проводить исследовательские работы в этой области, но, видя мою заинтересованность, мне предложили направление, которое близко к предмету истории — изучение влияния кыргызских народных игр на детей дошкольного возраста. Я согласился. Моим первым "испытуемым", если так можно сказать, стала дочь.
— Вы не боялись проводить над ней эксперименты?
— Я не планировал воспитывать гения, просто мне было интересно заниматься с ребенком. Дочь выучила алфавит и начала читать в том возрасте, когда многие малыши еще плохо говорят.
Изучая национальные игры, я увидел их положительное влияние на сознание детей. Приведу реальный пример: это история о мальчике, который был последним в подготовительной группе детсада "по всем фронтам". После лекций для воспитателей я научил его играть в беш-таш. Через две недели показатели ребенка выросли. Это не чудо и не мое волшебное влияние, а эффект, который дают национальные игры.
Я понял, что, изучая игры номадов, можно добиться прогресса в воспитании детей. Играя, ребенок обучается, развивает фантазию, становится более открытым, у него развивается дух соперничества.
— В школах такие занятия называют баловством и, наоборот, ругают за это…
Я издал книгу, в которой описаны 52 кыргызские национальные игры. Все они указаны в правильной хронологии развития ребенка. Первые — пальчиковые, потом сложнее… Еще древние китайские ученые выяснили, что работа пальцами способствует улучшению работы всех человеческих органов. Вспомните игру "Сорока": проговаривая стихи, мы водим пальцем по ладошке ребенка и тем самым улучшаем его эмоциональный фон.
— Многое зависит от воспитателей, но учитывая, в каких условиях они работают, можно понять, почему не все готовы использовать инновационные методы обучения.
— Условия труда воспитателей в детских садах — это тема отдельного разговора. Если бы дошкольное обучение осуществлялось по нормативам, все было бы намного позитивнее. Я также хочу отметить, что обязанность учить детей лежит не на воспитателях. Родители — вот кто главный в этом деле.
По данным ЮНИСЕФ, сегодня в мире 40 миллионов детей, с которыми не играют отцы. Родители аргументируют это тем, что воспитание чада — женское дело. Но для ребенка одинаково важно влияние и матери, и отца.
— Вы много лет изучаете способы развития детей дошкольного возраста. Сегодня занять ребенка легко — достаточно дать ему гаджет с мультиками. Чтобы успокоить материнские и отцовские сердца, скажите, какие мультфильмы стоит показывать детям, а какие нет.
— Я вообще не рекомендую таким образом занимать детей. Это экономит ваше время, но у ребенка может развиться гиподинамия. Поймите, дети при таком досуге практически не двигаются.
Какие мультики я не рекомендую смотреть? "Спанч Боб", "Маша и Медведь", "Алладин"… Предугадывая ваше возмущение, объясню свою рекомендацию. Все эти мультипликационные проекты разрушают детское сознание. Не удивляйтесь, если после просмотра первого мультфильма ваше чадо начнет "жевать" болты, а после второго — швырять в вас ложки. У детей отсутствует критическое мышление, они принимают все за чистую монету. Ребенку кажется, что поведение, которое он видит на экране, — нормальное. А вот "Алладин" слишком сексуален для детей, я бы рекомендовал ограждать их от просмотра мультиков и фильмов с элементами эротики.
Что я, наоборот, рекомендую, так это "Фиксики". Эта анимация довольно познавательна. В сериях объясняются принципы работы механизмов, основы физики и другие вещи, которые положительно влияют на развитие ребенка. Аналогов предостаточно, их можно найти в Интернете и занять ребенка чем-то полезным.
— В преддверии III Игр кочевников проводится Караван детских игр. Расскажите об этом проекте.
Хотелось бы поблагодарить ЮНИСЕФ, которая помогла в реализации этого проекта, потому что без нее ничего бы не вышло. Что такое Караван детских игр? Это демонстрация народных забав кочевников. Мы на реальных примерах показываем их эффективность.