Разговаривали мы с актером в машине. Он хотел поведать о многом, но сказывались последствия перенесенного инсульта — говорить Дуйшонбеку ага было трудно.
— Как вы себя чувствуете?
— В старости дают о себе знать разные болячки… Три года назад умер мой 47-летний сын, и сразу после этого у меня случился инсульт, а потом "вылезли" другие недуги. Врачи говорят, что вылечат. Видите, я сейчас хожу, разговариваю… даже работаю — преподаю в театральном училище. Только на сцену не выхожу.
— Соскучились по сцене?
— Соскучился, но что поделаешь… Надо бороться, и я стараюсь. Мечтал в День Победы пройти в рядах "Бессмертного полка", но сил не хватило.
— Кто-нибудь из ваших родных воевал?
— Четыре брата не вернулись с фронта. Я был самым младшим сыном.
— Расскажите о своем детстве.
— Я родился в селе Уч-Эмчек Чуйской области. У родителей было 16 детей, сейчас никого, кроме меня, уже нет в живых. Некоторые умерли еще в детстве… Мои родители многое повидали. Отца признали кулаком и хотели сослать в Сибирь, поэтому они с мамой бежали к ее родне на Иссык-Куль. Возвращались через два года и, когда добрались до моста на реке Кокомерен, лошадь, испугавшись звука проезжавшей мимо машины, взбрыкнула. Двое детей, которые были у мамы на руках, упали в реку, их унесло течением. Отец искал тела целую неделю, но так и не нашел. Эту историю мама часто рассказывала нам со слезами на глазах. Когда мы проезжаем то место, обязательно читаем поминальную молитву.
— Сколько вам было лет, когда вы сыграли роль Ильяса в фильме "Я — Тянь-Шань"?
— Двадцать два года. Я тогда уже был женат, родился старший сын.
— А вам нравился образ Базарбая?
— Не бывает плохих образов. Базарбай для меня — важный персонаж, у него своя правда. Я всегда спорил с теми, кто называл его отрицательным героем.
— Можете рассказать об интересных моментах съемок?
— В картине "Я — Тянь-Шань" есть эпизод, когда Ильяс хочет проехать с прицепом по перевалу. Мне тогда надо было вспотеть, причем по-настоящему, и оператор велел забраться на гору. Залез я туда легко, но когда спускался, ноги дрожали, тяжело было. Меня действительно прошиб пот, а оператор воспользовался этим и стал снимать. Съемки проходили на старой дороге на Тоо-Ашуу. Когда мы ехали там, молили Бога, чтобы ничего не случилось. Покойный Суймонкул Чокморов в то время был уже известным актером и многому меня научил.
— Какие мысли тревожат вас в последнее время?
Интервью было проведено 14 мая 2018 года.