— В Бишкеке заканчивается строительство самой большой мечети в Средней Азии. Когда она откроется и чем будет отличаться от других?
— Мечеть строилась с 2012 года при финансировании турецкого фонда "Дианет": он вложил 25 миллионов долларов. Мэрия столицы выделила 3,5 гектара земли… Мечеть будет очень красивой, за основу взята архитектура периода Османской империи. Сам храм сможет вместить до 8 тысяч человек, а его территория — до 20 тысяч.
Некоторые договоры, заключенные в рамках возведения мечети, должны пройти согласование. Когда их утвердят, состоится церемония открытия. Говорят, президент Турции приедет на Игры кочевников. Мы надеемся, что в этом случае сможем открыть мечеть 2 сентября. Муниципальные службы уже привели в порядок арыки и тротуары вокруг нее.
Мы уверены, что новый исламский храм станет украшением Кыргызстана. Называться он будет Центральная республиканская мечеть имени имама аль-Сарахсия.
— Ранее муфтият сообщал, что каждая мечеть в стране должна пройти регистрацию. Сколько храмов ее уже прошли и какие требования к ним предъявлялись?
— Некоторые мечети в регионах уже закончили регистрацию, какие-то еще находятся в процессе. В 1990-х годах большинство мечетей строились методом ашара, поэтому не отвечают требованиям безопасности. Есть такие, которые возведены в местах, где строить вообще нельзя. На сегодня зарегистрированы 2 457 мечетей, не прошли регистрацию 380. Кстати, мы предлагали построить новые на месте тех, которые не соответствуют требованиям… Очень важно, чтобы все храмы работали на законных основаниях.
— Во-первых, нельзя сравнивать мечети и школы. Храмы строят частные лица, к тому же в них всего одно большое помещение, а в школах должно быть как минимум 50. Во-вторых, мечеть и школа — два крыла одной птицы, которые в равной степени способствуют развитию человека. Значит, чем их больше, тем лучше для страны.
— Согласно новому проекту, учащиеся медресе, кроме религиозных знаний, должны получать и какую-нибудь специальность. Уже есть результаты этой программы?
— Конечно. Сначала проект реализовывался общественным фондом АВЕП в Бишкеке и Оше, потом добавились Джалал-Абадская, Нарынская и Иссык-Кульская области. Вот в городах, например, не хватает сантехников, и мы стали обучать этой профессии.
— А какие реформы проводятся в образовательной "составляющей" медресе?
— В 2013 году по решению Совета улемов была принята единая программа образования, сейчас мы реализуем и улучшаем ее. Выпускники медресе сдают экзамены и получают дипломы. Мы сотрудничаем с преподавателями каирского Университета аль-Азхар, которые обучают арабскому языку, дают глубокие знания о Коране и хадисах. Кроме того, для директоров и имамов проводятся различные семинары, тренинги.
— В каких странах чаще всего получает религиозное образование наша молодежь?
Я сам встречаюсь с теми, кто обучается в иностранных медресе. Объясняю, какую политику мы проводим и в каком состоянии находятся наши религиозные учреждения.
— Придерживаются ли ханафитского масхаба в тех государствах, где учатся кыргызстанцы?
— Некоторые граждане получают образование в шииитских странах, есть те, кто изучают салафитское направление ислама. На лбу это, конечно, не написано, но по рассуждениям человека, по его поведению и литературе, которую он читает, можно понять, какого мировоззрения он придерживается. Выявляя "подозрительных" граждан, мы стараемся принять меры, наблюдаем за ними.
— А где вы получили религиозное образование и есть ли у вас светское? Ходят слухи, что вы сами придерживаетесь салафизма…
— Я изучал ханафитский масхаб в Пакистане, кроме того, окончил факультет зооинженерии Кыргызского сельскохозяйственного института. Мне нравится заниматься животноводством и производством меда: есть и скот, и пасека. Семью-то надо содержать.
Теперь о том, что я якобы придерживаюсь салафизма. Мы сегодня одобряем все, что не вредит истинному исламу, а также интересам государства. В салафизме есть то, что нам нравится, и то, чего мы не приемлем. Но в стране провозглашена свобода вероисповедания, и мы не можем никому навязывать свое учение. Можем только проповедовать свои ценности, показывать людям правильную дорогу.
— Мусульмане в Кыргызстане с каждым годом делают все больше пожертвований (фитир-садака). Как распределяются эти средства?
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо нашему народу. В этом году мы уже собрали 36 миллионов 792 тысячи сомов. Не надо думать, что все средства поступают в муфтият: 50 процентов пожертвований остается в мечетях. Имамы распределяют их среди нуждающихся в селах, передают сиротам и вдовам. Пятнадцать процентов пожертвований поступает в районный хатибиат, там их тоже распределяют среди малоимущих. Столько же идет в областной казыят, и 20 процентов — в ДУМК. Муфтият оказывает помощь трем категориям населения. Первая — это социальные учреждения, например, детдома и дома инвалидов. Вторая — малоимущие граждане, которые обращаются с личными просьбами. Третья — учащиеся медресе: они получают стипендии.
— Пользователи социальных сетей пишут, что сотрудники муфтията живут в особняках и ездят на дорогих авто. Людям интересно, откуда у священнослужителей деньги на все это. Сколько получают работники ДУМК?
— Государство не финансирует муфтият. Сейчас в ДУМК получают зарплату 198 сотрудников, за всех производятся отчисления в Социальный фонд. Я сам, например, получаю 22,5 тысячи сомов.
Кроме того, ежегодно при организации хаджа паломники передают муфтияту личные средства в знак благодарности за богоугодное дело. Отчет об этих средствах мы представляем Совету улемов, Совету безопасности КР и Госкомиссии по делам религий. Ходят слухи, что нам поступают деньги из арабских фондов, но это неправда. Я хочу поблагодарить отечественный фонд "Ыйман", который уже два года ежемесячно выплачивает имамам стипендии по 5 тысяч сомов.
— СМИ писали, что раньше при организации хаджа имела место коррупция. Как прошла подготовка к паломничеству в этом году?
— С 2014 года квота, выделяемая Саудовской Аравией, распределяется пропорционально численности верующих. Ни один гражданин не может сказать, что он купил свое место. В этом году квота составила 5 485 человек.
Мы достигли хороших результатов в 2014, 2015 и 2016 годах, используя турецкий опыт, — электронную систему жеребьевки. С 2017-го ввели "живой" список. Сейчас в очереди стоят 1 500 человек, которые уже заплатили за место. Если все будет хорошо, они отправятся в хадж в следующем году. Оплата производится через банк, и список оплативших приходит на наш сервер, когда становится известен размер квоты. Вот так современные технологии помогли нам бороться с коррупцией.
— В Кыргызстане запрещена деятельность более 20 религиозных организаций. Какая из них самая опасная и почему?
— Сейчас много говорят об "Исламском государстве"*, раньше на слуху был "Хизб ут-Тахрир"*… Если организация угрожает стабильности и согласию в стране, значит, она опасна и для нас. Все запрещенные организации одинаково опасны.
— А как вы относитесь к саентологии? Сейчас эта тема очень популярна.
— Мы должны беречь свои обычаи и традиции, свою религию. В то же время нельзя принижать и преследовать адептов других религий. Некоторые их традиции для нас неприемлемы, но это не повод глумиться над чужой верой.
— В Кыргызстане ислам исповедуют граждане разных национальностей, поэтому правила поведения и манера одеваться часто отличаются. К тому же есть светские и радикальные мусульмане, которые критикуют внешний вид и поведение друг друга…
— Три-четыре года назад мы начали работу в этом направлении — стали разъяснять верующим, что не следует шокировать окружающих своей внешностью. Некоторые побывали в исламских странах и стали одеваться, как тамошние жители, но здесь такой вид многих раздражает. Хотя это не самое плохое, ведь в любом случае лучше ходить одетым, чем голым.
— Как ДУМК оценивает деятельность бывшего муфтия Чубака ажы Жалилова? Во время некоторых проповедей он делает заявления, которые будоражат общественность. Это как-то согласовывается с муфтиятом?
— Чубак ажы сейчас член Совета улемов. В религиозной иерархии высшим органом управления является курултай, потом — Совет улемов, и только после него — муфтият. Поэтому выступления и статьи Чубака ажы не согласовываются с муфтиятом. К тому же он озвучивает личное мнение… Пророк Мухаммед говорил, что каждый человек ошибается. Чубак ажы, возможно, тоже. Давайте не будем на этом зацикливаться — лучше обращать внимание на его благие дела, а не спорить о том, что кому-то кажется неправильным.
— Иногда имамы просят оплату за проведение нике. Есть какая-то единая ставка?
— Никакой ставки нет, верующие дают столько, сколько могут, а если не могут, то никто вымогать не будет. Принуждения в этом вопросе быть не должно, наши имамы, слава Аллаху, не торгуются. А если какой-то мулла называет цену, он подрывает авторитет всех священнослужителей.
— Как вы проводите свободное время?
— Люблю ездить на лошади, зимой играю в кок-бору. Иногда хожу в спортзал, встречаюсь с друзьями.
*Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и других странах.