К своим 30 годам Жанаргуль успела сменить много рабочих мест. Учась за границей, девушка параллельно подрабатывала: продавала мороженое, сортировала вещи, трудилась официанткой… А потом придумала и реализовала бизнес-проект в стенах обычного бишкекского дома.
— Вы учились в Германии, после еще два года работали за рубежом, но в итоге вернулись в Кыргызстан. Почему?
— В Бишкеке я окончила немецкую школу, с детства мечтала учиться в ФРГ. В итоге поступила в Университет Брауншвейга, выбрав туристическое направление. Было нелегко: я работала и училась одновременно. Денег хватало на питание, оплату страховки и комнаты в общежитии. Кстати, психологически приходилось труднее, чем материально. Когда ты вдали от родных, все дается немного сложнее.
— А поступить в немецкий вуз было трудно? Сколько стоило обучение?
— За границей вообще учиться намного дороже, чем в Кыргызстане. Я долго готовилась к вступительным экзаменам и смогла поступить на бюджетное отделение.
— Кем вы подрабатывали?
— Официанткой, продавцом мороженого, сортировщицей одежды… До сих пор с ужасом вспоминаю то время. На сортировке приходилось вкалывать не покладая рук шесть часов подряд. Потом у меня не было сил ни говорить, ни стоять, хотелось плакать от усталости и боли.
После окончания университета я устроилась на работу в Турции. Работала шесть дней в неделю с 8.00 до 20.00. При таком графике не было времени сходить на море, посидеть в кафе и тем более путешествовать по стране. Представляете, работая в Анталье целый год, я ни разу не была на море!
— Сколько вы зарабатывали?
— К счастью, мой труд достойно оплачивался. Десять лет назад я работала в центральном офисе сети отелей Rixos и получала около 2 тысяч долларов в месяц.
В Бишкеке я стала работать в турфирме, мы продавали путевки во все уголки мира. На работе и встретила своего будущего мужа: он покупал путевку в Дубай.
— Почему вы оставили туристический бизнес?
— Я стала матерью и хотела уделять больше внимания ребенку. В то же время у меня было желание развиваться и создавать что-то свое. Живя в Германии, я обратила внимание на интересную особенность немцев: они придают большое значение развитию детей. Вдохновившись этим примером, я решила открыть частный детский сад.
— Сколько денег потребовалось?
— Первоначальная сумма вложений была не очень значительной, садик мы открыли в пустующем доме знакомых молодых родителей. Кстати, важно понимать, что работа с детьми никогда не принесет большой прибыли сразу. Первые два года я ничего толком не зарабатывала: большая часть денег уходила на выплаты сотрудникам, рекламу и продукты для столовой.
— А чем именно занимаются дети в центре?
— В определенное время наши водители встречают их возле школы и привозят сюда. Здесь они переодеваются, отдыхают, делают уроки. Потом начинаются тематические кружки: шахматы, английский язык, тхэквондо.
— С какими трудностями вы столкнулись, начав свой бизнес? Какие выводы сделали?
Вообще, неправильно говорить о больших доходах, когда работаешь с детьми. Надо помнить, что это не бизнес как таковой, а социальное предпринимательство. Такая работа должна приносить в первую очередь удовольствие.