Джеруй по запасам золота занимает второе место после Кумтора. Месторождение должны были начать разрабатывать в 2018-м. Но год подходит к концу, а производство так и не началось. Sputnik Кыргызстан попытался вникнуть в проблемы вокруг этого месторождения.
В ожидании разрешительных документов
В результате геологоразведывательных работ в 1960-х годах было установлено, что на Джеруе есть 21 миллион тонн руды. При разработке открытым карьерным способом из одной тонны руды можно извлечь до 26 граммов золота. После обретения Кыргызстаном суверенитета несколько иностранных компаний изъявили желание разрабатывать месторождение (среди них были компании из Великобритании, России, США, Австралии, Канады и Казахстана), но эти инвестиционные планы не осуществились, а в некоторых случаях дело доходило даже до международных судов.
Генеральный директор ОсОО "Альянс Алтын", входящего в группу компаний "Русская платина", Михаил Шубин говорит, что проект тормозится из-за того, что опаздывают разрешительные документы.
"По графику разработки месторождения мы опаздываем на шесть месяцев, а по строительству золотообогатительной фабрики — на восемь. Все из-за того, что государственные органы опаздывают с выдачей разрешительных бумаг. Также мы испытали трудности с использованием земель, которые по лицензии отходили нам. Мы были вынуждены выкупать земли, выделенные государством, у "Кыргызалтына", только на это ушло около года", — сказал Шубин.
Он добавил, что долго длилась и процедура проведения электроэнергии в зону, где будут располагаться производственные помещения.
Суды до начала производства
Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования наложил штраф на ОсОО "Альянс Алтын" в размере 600 тысяч долларов за несвоевременное начало работ. Но инвесторы не согласились с таким решением и подали в суд. Так еще до начала добычи золота инвесторы и правительство дошли до разбирательств в суде.
Кроме этого, государственный орган напомнил инвесторам, что если золотообогатительная фабрика не будет введена в строй своевременно, то ежемесячно будет налагаться штраф 100 тысяч долларов. А строители обещают, что сдадут ее в марте 2019-го, а в августе будущего года начнутся первые работы по извлечению золота. Но, согласно планам, утвержденным в 2015 году, работы по добыче золота должны были начаться, повторимся, в конце нынешнего года. Получается, что по срокам с разработкой месторождения опаздываем почти на год.
Сейчас на месторождении Джеруй продолжаются работы, на создании общей инфраструктуры и строительстве производственных объектов заняты около 400 человек и 140 единиц техники.
Инвесторы недовольны
Официальный представитель государственного концерна "Русская платина" Андрей Румянцев так объяснил ситуацию.
"Когда мы получали лицензию, думали, что никаких вопросов по земле не возникнет. Оказалось, что эти земли находятся во владении "Кыргызалтына" и частников, поэтому возникли препятствия. По-моему, кыргызстанские власти допустили такие просчеты из-за того, что впервые осуществляют такой крупный проект. Несмотря на это, наши акционеры верят в успех задуманного, мы всегда открыты для диалога", — сказал Румянцев.
Он добавил, что они полностью выкупили помещения, построенные прежними владельцами лицензии на Джеруй, а также выплатили крупные суммы, истребованные теми компаниями у кыргызстанских властей.
Согласно информации, инвесторы с 2015 года вложили в Джеруй более 104 миллионов долларов, а в 2019-м дополнительно вложат 168,6 миллиона.
Есть еще одно интересное обстоятельство, связанное с инвестициями. Инвесторы до этого получили разрешение у прежнего председателя Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования Уланбека Рыскулова заложить лицензию в российском банке для получения кредита. Потом председатель комитета поменяли, и вновь назначенный Эмиль Осмонов выступил против таких действий.
Кадровый вопрос
Кроме обозначенных выше проблем, возникают и спорные вопросы у местного населения. Некоторые жители недовольны тем, что устроиться туда на работу невозможно, если нет знакомств и родственных связей. Один из них житель села Омуралиев Таласского района Бахидин Черикчиев не скрывает, что нанимают по знакомству.
"На работу берут родственников депутатов местных кенешей, акимов и других высокопоставленных лиц. Они думают, что простые люди этого не знают. Почему там должны работать те, кто имеет связи, а остальные сидят без дела? Ко всем надо относиться одинаково, должна быть справедливость. Из-за этого возникают волнения, недопонимание", — сказал он.
С начала года местное население не раз устраивало беспорядки вокруг месторождений. Например, весной жители Тогуз-Тороуского района вышли на митинг против строительства золотообогатительного завода, сожгли постройки. В декабре между жителями села Терек-Сай Чаткальского района Джалал-Абадской области и сотрудниками турецкого предприятия "Эти Бакыр Терексай" возник конфликт, и 14 человек были арестованы. В итоге добывающее золото ОсОО было вынуждено приостановить работу.
Государственная доля
Эксперты говорят, что для недопущения таких ситуаций надо честно и открыто проводить тендеры, а лицензии давать только компаниям с большими средствами и опытом.
Председатель профсоюза горнорудной металлургии Эльдар Тажибаев говорит, что деятельность компаний, претендующих на разработку месторождений, должна тщательно изучаться.
"Лицензии надо давать достойным компаниям, имеющим большой опыт. А государственный орган, контролирующий выигравшую компанию и отрасль геологии, должен тесно работать с местным населением", — сказал он.
Сейчас государственный комитет в общей сложности на золоторудные месторождения выдал около 600 лицензий. Из них 270 — на геологоразведку, 97 — на разработку, остальное — на исследования.