В декабре 2018 Ассоциация журналистов Азии объявила Шавката Мирзиёева человеком года в категории "политика". И с этим выбором не поспоришь. С момента прихода к власти (де-факто в сентябре 2016 года, де-юре в декабре — после выборов президента, которые он выиграл с 88 процентами голосов) Мирзиёев ведет республику по пути серьезнейших преобразований. За последние два года было принято 90 законов и свыше двух тысяч указов и постановлений, по словам президента, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, улучшение условий жизни граждан.
Помогите лошади
Основной упор глава государства, конечно, делает на экономику, а в ней — на частных предпринимателей. Как говорит сам Мирзиёев, бизнес — не дойная корова, а ломовая лошадь, везущая тяжелую повозку. И логично, что нужно не навешивать на эту лошадь новый груз, а наоборот, помогать ей тащить вперед национальную экономику. Чем президент, собственно, и занимается.
В результате в некоторых отраслях Узбекистана начался бум. Например, в строительстве жилья, где страна уже вышла на советский уровень. "Даже в самые лучшие времена в Ташкенте не принимали в эксплуатацию миллион квадратных метров общей площади жилья, в Узбекистане — 5 миллионов квадратных метров. Год еще не завершился, а мы уже преодолели эти показатели", — отметил 22 декабря премьер-министр Абдулла Арипов.
Наконец, президент взялся за переформатирование структуры внешней торговли. Эксперты давно говорили, что РУз должна вывозить не столько сырье (особенно в сельскохозяйственной отрасли), сколько уже переработанную продукцию. Мирзиёев покусился даже на святая святых —хлопок. "В следующем году текстильная промышленность должна экспортировать на 1,9 миллиарда долларов. Начиная с 2020-го мы не продадим и килограмма хлопка. Все будет перерабатывать сами", — заявил Мирзиёев. В республике, напомним, производится порядка 3,5 миллиона тонн хлопка-сырца и 1,2 миллиона тонн хлопкового волокна в год. Эксперты, конечно, сомневаются, что задача будет полностью выполнена, тем более к 2020 году, однако само по себе направление мыслей президента конструктивное.
И это уже оценили не только западные бизнесмены, но и экономические институты. В декабре агентства Fitch и Standard & Poor’s впервые присвоили Узбекистану суверенные кредитные рейтинги. Долгосрочный — "BB-", а краткосрочный — "B".
Больше денег — больше свобод
Однако экономические реформы не могут проводиться в отрыве от политических. Многие лидеры прошлого пытались модернизировать экономику без параллельного прогресса в политических и социальных вопросах (самым ярким примером был шах Ирана), иные слишком быстро раскручивали гайки. Практически везде и тот, и другой курс приводил к социальным потрясениям и революциям.
Естественно, глава государства старается избавиться от наиболее одиозных практик. В стране наконец-то решился вопрос с так называемыми "черными списками экстремистов", когда людей, попавших в него, дискриминировали не за их действия, а за подозрения в возможных действиях. Сначала Мирзиёев признал наличие этих списков, после в начале декабря заявил об исключении из них 20 тысяч человек, а в конце месяца заместитель генерального прокурора Эркин Юлдашев поставил точку в истории, сообщив об упразднении самой практики.
Кроме того, президент старается избавиться от одиозных лиц. В республике уже прошла чистка среди глав регионов и местных администраций, и Мирзиёев подчеркивает, что будет без сожаления избавляться от тех, кто не разделяет его мнение о необходимости реформирования страны. "Реформы не по душе некоторым чиновникам, привыкшим думать и работать по-старому. Ведь изменения, обновления, видите ли, нарушают их покой и размеренное существование. Однако реформы являются требованием самой жизни, и их не остановить. Эту истину должны глубоко осознать руководители всех уровней", — говорит глава государства.
Естественно, чистки невозможны без обратной связи с населением, которое должно иметь возможность доносить до власти и свои проблемы, и информацию о тех или иных злоупотреблениях. У президента уже есть виртуальная приемная, а с 20 апреля 2018 года в Интернете работает сайт "Мое мнение", где жители Узбекистана могут оставлять жалобы и мнения по различным вопросам. Если эти петиции набирают достаточное количество голосов (тысячу — для районного совета депутатов, пять тысяч — для областного, 10 тысяч — для парламента страны), они направляются для обязательного рассмотрения в госорганы.