Врач-генетик, кандидат медицинских наук Бибигюль Карыпбаева долго ругает злосчастную столичную экологию: "Приходит ко мне здоровая девушка, не пьет, ни курит, а беременность у нее протекает так плохо, будто она марихуану употребляет. Все потому, что чистого воздуха не хватает".
Доктор рассказала, почему надо не задумываясь бросать пьющего мужа, как алкоголь влияет на зачатие и чем отличаются метисы от остальных людей.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются бишкекчанки?
— Большинство приходит с одной и той же историей: "Я не знала о беременности, курила/выпивала/принимала антибиотики. Что делать?". Или, например, муж был пьян во время зачатия — это тоже беспокоит будущую маму. На самом деле все зависит от организма женщины: если он сильный, здоровье ребенка вообще никак не пострадает. Но когда в организме матери что-то не так, табак и алкоголь непременно скажутся. Слишком много вредных веществ могут пройти через маточно-плацентарный барьер прямо к плоду. В общем, лучше не рисковать.
Что касается мужчин, то следует открыть одну тайну: ни сигареты, ни выпивка, ни наркотики — ничто из этого не влияет на сперматогенез. Имеют значение только травмы, облучение, перегрев или переохлаждение.
— В последнее время в столице наблюдается какая-то катастрофическая ситуация с экологией. Все только и говорят о загрязненном воздухе. Это влияет на здоровье населения?
Таких женщин все больше и больше. Почему? Да потому, что плоду просто нечем дышать. На улице выхлопные газы, а дома пластиковые окна, которые превращают квартиру в полиэтиленовый пакет. Естественно, это влияет. Тем более что кыргызы в данном плане очень уязвимы — у них генетически довольно слабые митохондрии.
— Что же делать, если живешь в городе?
— Вариант только один — переехать за город. У многих народов беременная женщина считается чуть ли не святой. Ее оставляют жить в одиночестве — только приносят ей еду и стараются не действовать на нервы.
— Какой самый распространенный недуг у плода вам приходится видеть?
— Синдром Дауна. Его выявляют во время УЗИ на ранних сроках беременности, когда у плода очень широкая шейная складка. Обнаружив такое, мы отправляем маму в Алматы на дополнительное обследование.
Это хромосомная патология. Американские ученые долгое время исследовали тела умерших женщин от 14 до 60 лет. Выяснилось, что, независимо от возраста, национальности и состояния здоровья, пять процентов яйцеклеток имеют генную или хромосомную патологию — так решила природа. Среди сперматозоидов таковых 12 процентов.
Существует миф, что дети с синдромом Дауна чаще всего рождаются у женщин старшего возраста. На самом деле молодые просто чаще отказываются от таких малышей и потом говорят всем, что ребенок умер. А более взрослые мамы детей не бросают, везде с ними ходят, борются за них, бьют во все колокола.
— Существуют ли пары, где мужчина и женщина генетически не совместимы?
— Это миф. Обычно происходит следующее: люди долго живут в браке, но женщина не может забеременеть или у нее постоянно происходят выкидыши. Пара разводится, женщина находит нового мужа, и вскоре у них рождается ребенок. При этом бывший супруг тоже благополучно становится отцом.
Женщина начинает рассказывать всем, что у нее была "несовместимость" с первым мужем. Однако скорее всего первый брак просто не был счастливым. Мужчина действовал супруге на нервы, ее щитовидка вырабатывала слишком много тироксина, также были повышены тестостерон и пролактин — все это убивало зародыши.
— Как реагируют кыргызстанки, если во время беременности узнают, что ребенок родится больным?
— В 90 процентах случаев они прерывают беременность, даже если ребенок желанный. Остальные 10 процентов оставляют малыша по разным причинам. Иногда мать самоотверженно решает всю жизнь заботиться о ребенке. Есть и религиозные женщины, которые рожают даже в том случае, если плод изначально нежизнеспособен и будет долго умирать.
Девушка не сообщила мужу о диагнозе малыша. Когда ребенок родился, стала врать, что во всем виноваты врачи, которые ее "отфутболили". Она надеялась, что парень не оставит ее с больным младенцем, но он все-равно ушел…
— А случались ли в вашей практике чудеса?
— Я хорошо запомнила одну пациентку, ей было 43 года. У нее имелся взрослый сын от первого брака, но она была замужем второй раз и мечтала о малыше. Ей пришлось пережить шесть выкидышей. Во время очередной беременности открылось сильнейшее кровотечение. Женщина уже ехала в роддом и мысленно прощалась с ребенком, когда врач "скорой" услышала: есть сердцебиение! Всю беременность пациентка пролежала под капельницами, но в итоге родила совершенно здоровую девочку.
— Кыргызстан — многонациональная страна, тут часто рождаются метисы. Можно ли сказать, что они более здоровые, чем другие люди?
— И метисы, и мулаты здоровее остальных, и внешность у них удивительная. У таких детей реже возникают аутосомно-рецессивные заболевания. Однако приведу простой пример: возьмем двух людей из разных частей света — скажем, африканку и чукчу. Их ребенку будет труднее адаптироваться и к жаркому климату Африки, и к морозам Чукотки. Так что везде есть свои сложности.
— Какие ошибки совершают кыргызстанские женщины? Что вы могли бы им посоветовать?
Другой момент — женщинам нельзя поднимать тяжести. Ни беременным, ни небеременным. Тяжелый спорт им противопоказан, а уж про прием мужских гормонов и говорить не надо. Я понимаю, что так сложилось исторически: если бы женщина когда-то не взвалила на себя баулы, экономика страны просто встала бы. Но мы не должны никому ничего доказывать. Если хотите заниматься спортом, пусть он идет на пользу — выбирайте танцы, бассейн, йогу.
Обязательно почитайте интервью с Турсун Мамырбаевой. Она рассказала, какие ошибки матерей могут стоить детям жизни.