Когда-то Тимур Аралбаев получил диплом программиста, но ни дня не работал по специальности. Сегодня 24 часа в сутки он посвящает бизнесу.
— Вы открыли компанию по продаже китайской еды в коробочках. Вроде успешный бизнес, я тоже иногда заказываю там еду. Вот только вы признались, что допустили много ошибок...
— Да, я действительно ошибался. Давайте расскажу, как все началось. Шесть лет назад я работал в китайском ресторане и однажды подумал: а почему бы не продавать эту еду в коробочках? Такое часто показывают в американских фильмах.
Тогда уже работала одна фирма, которая этим занималась, но она была на грани закрытия. Я сходил туда разузнать, почему дело не пошло. Оказалось, клиентам предлагали самостоятельно выбрать, из каких продуктов будет состоять заказ. В китайской кухне такое можно намешать! Я немного разбираюсь в ее тонкостях, но даже у меня получилось невкусно. А кто признается, что сам испортил свой обед? Конечно, все жаловались на кухню: дескать, повар плохо готовит.
Я решил сделать определенное меню, чтобы люди могли выбирать из предложенных блюд. Владельцы ресторана поддержали эту идею и согласились предоставить мне своих поваров и кухню.
— Так в чем же были ваши ошибки?
— Во-первых, мы назначили очень неудачную дату открытия — 1 июля. Летом вообще нежелательно начинать какой-то бизнес, если речь не идет о сфере отдыха.
Я решил проверить, насколько популярной окажется идея. За две недели до открытия разослал друзьям коробочки с обедами, но вместо логотипа на них был наклеен знак вопроса — для интриги. То есть люди знали, что там еда, но понятия не имели, какая именно. Мои знакомые опубликовали фото на своих страницах в Instagram. Потом был шквал звонков — все хотели сделать предварительный заказ.
Была и другая серьезная проблема: я заказал всего 500 упаковок — считал, что хватит на пару недель, а они закончились через три дня! Фабрика, которая изготавливала для нас коробки, не успевала… Я позвонил владельцу первой компании по продаже китайской еды (к тому времени она уже закрылась). Он очень удивился, но согласился отдать мне 1 500 коробочек. Пришлось здорово потрудиться, чтобы переклеить логотип.
— Почему ваше дело оказалось настолько успешным?
— Людям понравилось, что они могут заказывать еду, как в американских фильмах. К тому же это вкусно и недорого: нам удалось добиться низкой стоимости, поскольку блюда продавались большими партиями, а порции были меньше ресторанных.
— Ресторанный бизнес — это сложно?
— Да. Расскажу об одном случае. Мой сотрудник подал заявление об увольнении, а на следующий день открыл точно такую же компанию. Было очевидно, что он несколько месяцев получал у меня зарплату, а сам выведывал секреты. Пришлось принять непростое решение: за день я уволил половину команды — всех, кто мог "сливать" ему информацию. Конечно, было очень неприятно, но бизнес есть бизнес.
Вообще, мне пришлось научиться говорить "нет". Было сложно, ведь я по натуре мягкий человек. Это как в отношениях с девушками: милому парню гораздо труднее найти свою половинку, чем откровенному козлу... Не удивляйтесь, так и есть! Много лет назад я провел эксперимент: за ночь съездил в два клуба. В одном подходил к девушкам как романтик, а во втором — нагло и даже грубо. Оказалось, хаму гораздо охотнее дают номера телефонов.
— Почему вы перестали заниматься продажей китайской еды в коробочках?
Дело в том, что я сам ношу очки со второго класса. Когда впервые надел линзы, был просто в восторге. Понял, что хочу их продавать. Казалось бы, маленькая штучка, но жизнь она меняет кардинально. Во-первых, линзы не чувствуются — в отличие от очков. Во-вторых, летом стекла пачкаются от пыли, а зимой запотевают. Ну и целоваться в очках неудобно... И вообще, современные линзы совершенно безвредны, я в своих даже сплю.
Школа ментальной арифметики открылась как раз тогда, когда эта тема была в тренде и каждый родитель хотел, чтобы его ребенок научился молниеносно считать. Я понимал, что это временное увлечение, и подготовился: когда интерес угас, появились курсы программирования для детей. Это тоже оказалось востребованным.
— У вас были и неудачные примеры бизнеса, верно? Насколько я знаю, вы пытались открыть службу такси…
— Да, это печальный опыт, не очень люблю о нем рассказывать. Шел 2014 год, мне казалось, что я всемогущий, что все у меня получается… Это распространенная ошибка многих начинающих бизнесменов.
В сфере такси тогда царил демпинг: открылось слишком много фирм, и каждая старалась максимально снизить цену. Мы же хотели сделать ставку на сервис, чтобы водители ездили в форме, помогали пассажирам доносить сумки, открывали дверь. Вот только таксисты не хотели так работать, говорили: "Мне это не надо. Лучше устроюсь в другую компанию". В конце концов мне самому пришлось сесть за руль, чтобы не потерять клиентов.
Конечно, были небольшие успехи: например, удалось за гроши выкупить парочку "умирающих" служб такси. Однако бизнес рухнул. Все-таки демпинг — страшная вещь, от него проигрывают все. Уже потом руководители служб такси объединились и установили тарифы, ниже которых цены назначать нельзя.
У нас ведь и так очень дешевые такси, и их просто нереальное много. Возьмите Алматы — город больше Бишкека, а службы такси можно по пальцам пересчитать. Это значит, что взрослое мужское население там меньше страдает от безработицы. Ведь обычно таксовать идут люди, которые не смогли найти работу по специальности.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Магазином и школой теперь руководят другие люди — я добровольно передал управление своим партнерам, чтобы сосредоточиться на курсах маркетинга. Все началось с того, что некоторые знакомые просили помочь в раскрутке бизнеса. Я охотно помогал, но со временем их стало слишком много… Сначала было стыдно брать с людей деньги за обучение, мешал внутренний барьер. Потом пришло понимание, что это такой же бизнес, как и все остальное.
— Чтобы начать бизнес, обязательно нужны деньги. Вы с этим согласны?
— Нет. Мы вкладывались только в школу — нужно было выкупить дорогую франшизу, арендовать помещение, сделать ремонт. Все остальное делали по американской системе. Например, вы хотите открыть бутик одежды. Не надо тратить огромные суммы на закупку больших партий товара или аренду помещения в торговом центре. Для начала потратьте 100-300 долларов на рекламу в соцсетях. Вдруг люди не захотят купить эту одежду по такой цене? Пусть потенциальные покупатели предоставят предоплату — у вас появятся деньги на первый заказ и уверенность, что вещь гарантированно купят.
Друзья и близкие часто хотят нас воодушевить, сделать приятное, а на деле получается медвежья услуга. Никогда не задавайте знакомым подобные вопросы.
— Сегодня руководители телеканалов, радиостанций и газет жалуются, что все рекламодатели ушли в интернет. Можно ли сказать, что традиционные методы рекламы уже не актуальны?
— Я часто слышу подобное от других маркетологов. Это вообще неправильно! Конечно, реклама в интернете очень эффективна, но и о других площадках забывать не стоит. Приведу пример: как-то я беседовал с представителями компании, которая строит дома для зажиточных бишкекчан. Они дают рекламу везде, но самой эффективной считают ту, которая публикуется в газете. В газете, представляете! Дело в том, что обеспеченные мужчины среднего возраста — основные покупатели таких домов — любят читать газеты больше, чем лайкать знакомых в Instagram.
Неспроста один известный ювелирный магазин в столице уже лет десять распространяет листовки. Да, многих они раздражают, и к дизайнеру есть вопросы, но ведь работает же. Если ваша реклама на билбордах не привлекает клиентов, может, дело не в билбордах, а в рекламе? Может, вы написали плохой текст или идея никуда не годится?
— Заниматься бизнесом сложно?
— Да. Человек кажется успешным, а на самом деле он плачет по ночам в подушку от бессилия. Бизнес-тренеры часто призывают открыть свое дело, потому что это классно. Да уж! Сколько раз я расставался с девушками, потому что они не выдерживали таких отношений... Просто представьте, что парень вкалывает 24 часа в сутки без передышки. Я и сам бы себя бросил на их месте.
Сейчас тружусь так, чтобы к сорока годам не зависеть от заработка. Девяносто процентов внимания уделяю маркетинговым курсам. В ближайший год планирую выйти на рынки России, Казахстана и Узбекистана. Моя цель — доказать им, что кыргызстанские специалисты очень компетентные ребята.
Обязательно прочитайте истории Жанболота и Талгата. Эти парни из бедных семей приехали в Бишкек и открыли успешный бизнес.