Сегодня у Жанболота Эламан уулу и Талгата Жаныбаева свой часовой бренд, 10 интернет-магазинов и два бутика в торговом центре. А ведь еще два года назад эти парни безуспешно пытались покорить столицу!
— Первым делом хочется узнать о ваших семьях.
Жанболот: Мы оба — сыновья преподавателей, можно сказать, из бедных семей. Вы и сами знаете, сколько получают бюджетники.
— Говорят, хороших учителей и врачей прокормит народ: будет дарить подарки, совать в карманы купюры...
Талгат: В Бишкеке родители школьников действительно дарят подарки, чтобы учителя лучше обращались с детьми. А я жил в Ат-Баши. Мой отец 30 лет проработал тренером в сельской школе, и я точно могу сказать: у нас такого нет.
Жанболот: Для нас, учительских детей, бутылка колы была праздником. Я и сам некоторое время работал в университете, получал 8 тысяч сомов в месяц. Половину тратил на еду, половину — на дорожные расходы. На зарплату бюджетника выжить непросто.
— Мой супруг тоже не из столицы. Он рассказывал, что, когда в их городок завезли бананы, это стало настоящим событием. А как в ваших селах обстояли дела с продуктами?
Талгат: В магазинах были разные продукты, но мало кто мог себе все это позволить. Зато в Нарыне люди постоянно едят мясо. Там у каждого есть хотя бы несколько овец — без этого не выжить, ведь в регионах очень низкие зарплаты.
— Что вас удивило, когда вы переехали в Бишкек?
Талгат: В столице у людей другие отношения. Например, если в селе кому-то нужна твоя помощь, ты просто делаешь что можешь — о деньгах никто не заикается. А здесь у тебя за каждый чих требуют оплату.
— Как вы решили открыть совместный бизнес?
Мы встретились, поговорили и решили открыть магазин подарков. Первым делом надо было снять бутик в торговом центре. Посчитали: требуется 20 тысяч сомов. Каждый поехал по знакомым — занимать деньги. Товар мы тоже брали в долг — у продавцов на "Дордое" и Ошском рынке. Тащили все, что попадется, — от женских колготок до плюшевых мишек. Дали рекламу в соцсетях и…
— Пошло дело?
Мы стали развиваться, расти... Сейчас заказываем товар напрямую у китайских бизнесменов — получается гораздо выгоднее, чем по интернету. Так что у нас самые низкие цены в городе. Недавно бизнесу исполнилось два года, а за последний месяц мы получили 375 тысяч сомов чистого дохода на двоих — это больше 5 тысяч долларов.
— Ничего себе! Как вам это удалось?
Жанболот: Мы делаем ставку на то, что модно прямо сейчас. Помните, как были популярны спиннеры? Мы одними из первых привезли их в Кыргызстан. Себестоимость составляла 20 сомов, а мы продавали этот товар по 500, и люди брали, ведь больше его нигде не было. Через месяц спиннеры стали ввозить в страну коробками, цена снизилась до 50 сомов. Нам же удалось заработать на безделушках тысячу долларов.
Сейчас в моде мишки из розочек. Их мы тоже привезли первыми. Сначала продавали по 3,5 тысячи, а сегодня — по две. Также в тренде рюкзаки-"антиворы" с USB-зарядкой. В них есть отсек, который ни одному карманнику не по зубам.
— Откуда вы знаете, что будет в тренде?
Талгат: Мы внимательно следим за рынком, изучаем американские и европейские сайты. Товары, которые стали популярными на Западе, через 2-3 месяца непременно появятся в Кыргызстане. Иногда поставщики из Китая подсказывают, на что скоро будет спрос.
Жанболот: Например, мы думаем, что вот-вот ожидается спрос на так называемые "анти-зонтики". При их сборке мокрая часть остается внутри, а не снаружи, как у обычных зонтов.
— Что продается лучше всего?
Талгат: Сейчас у нас два магазина с подарками и аксессуарами. Сумки, кошельки и ремни продаются в любое время года, а вот спрос на подарки зависит от сезона.
— Где вы все это рекламируете?
Жанболот: Наши покупатели — молодые люди, и все они сидят в Instagram. Так что приходится серьезно тратиться на рекламу: от 500 сомов до 100 долларов в день. Покупатель может быть всюду, поэтому мы также оплачиваем публикации в Facebook и на сайтах объявлений, покупаем посты у блогеров.
Большинство местных магазинов работают по стандартным правилам, поэтому у владельцев ничего не получается. Мы же пробуем все мировые новинки в области маркетинга. Иногда 500 сомов, потраченные на рекламу, приносят нам 5 тысяч "чистыми".
Талгат: Надо уметь рекламировать, иначе потратишь деньги зазря. Как-то мы дали рекламу к 8 Марта, но не запаслись достаточным количеством товаров. В итоге пришло очень много людей, и товара не хватило. Мы потеряли не только деньги, но и клиентов.
— Вы сказали, что можно заказать рекламу у местных блогеров. Это эффективно?
Жанболот: Да, но надо тщательно выбирать, ведь у многих кыргызстанских блогеров в подписчиках "мертвые души".
— Вы ведь стали изготавливать наручные часы. Как родилась эта идея?
Часы стоят 3,5 тысячи сомов. Механизм из Японии, а все остальное мы закупаем на разных фабриках Китая. Это занятие больше для души, на часах много не заработаешь.
— Как только у кыргызстанца появляются деньги, общество сразу начинает выдвигать ему требования. Мол, надо ездить на дорогом внедорожнике, ходить в костюме и класть в подарочный конверт более внушительную сумму…
Жанболот: Если деньги вложены в бизнес, это не значит, что ты запросто можешь их вытащить и положить в карман. Первое время мы с Талгатом ходили в рваных ботинках, потому что каждую копейку надо было вкладывать в дело. У нас до сих пор нет машин. Мы берем себе по 30 тысяч сомов в месяц, а остальное не трогаем. На самом деле у нас тяжелая работа. Иногда приходится спать на рабочем месте, потому что некогда поехать домой.
— Некоторые предприниматели жалуются, что очень трудно найти хороших работников. Вы с ними согласны?
Талгат: Да, многие хотят получать по 300 долларов, посматривая сериалы в офисе. Конечно, есть те, кто сделают работу в два раза круче, чем ты ожидал, но их мало. Просто нужно платить не за время работы, а за результат — вот тогда будет прок.
— Легко ли молодым кыргызстанцам найти жен?
Талгат: Легко найти девушку на месяц, особенно когда у тебя есть деньги. Но не так много тех, кто будет с тобой всегда, причем, если понадобится, сидеть на хлебе и воде. Всем бы такую!
Обязательно почитайте интервью с Акылбеком Эсеналиевым. Он три года жил в беднейшем квартале Индии, а потом вернулся домой и стал преуспевающим бизнесменом.