Если вы считаете, что технические науки, да и вообще образование и карьера для женщины — это вещи, которые только отвлекают ее от домашних дел, этот текст, возможно, придется вам по душе, хотя есть шанс, что он изменит что-то в вашем мировоззрении.
— Вы стали победительницей IT-конкурса в Америке, расскажите об этом.
— Раз в год компания Toptal из Кремниевой долины награждает 5 женщин, которых считают следующим поколением женщин-лидеров в IT.
Они выбирают по одной девушке в Америке, Европе, Африке, Азии и Океании. Мой коллега Тилек Мамутов отметил, что сложнее всего победить в Азии, так как здесь живут более 4 миллиардов людей. Я приняла участие в конкурсе и стала первой.
— Расскажите, как вы попали в сферу IT.
— Компьютеры меня всегда привлекали, хотя дома у меня его не было. Когда я приходила к двоюродным братьям в гости и садилась за компьютер, чтобы поиграть или что-то посмотреть, меня выгоняли. Говорили, что я должна готовить, убирать или присматривать за младшими. Поступая в университет, я выбрала факультет пищевой инженерии. Кстати, при поступлении набрала самый высокий балл среди абитуриентов. Год проучилась на этом факультете, а потом перевелась — выбрала IT-технологии. Во время учебы я не была круглой отличницей, бывало такое, что и мне ставили тройки и двойки.
Во время учебы я начала работать, иногда приходилось трудиться в двух местах одновременно. Сложнее всего было иногда сутками работать в компьютерном клубе.
— Как относились к девушке-программисту?
Мне казалось, что в университете много студенток, живущих по таким шаблонам, может, именно поэтому я порой чувствовала себя изгоем.
— Над какими проектами работаете сейчас?
— Из тех, о которых можно рассказывать, — в апреле и мае мы собираемся устроить "Technovation Караван по программированию". Он пройдет в регионах Кыргызстана в рамках глобального конкурса Technovation Challenge, чтобы девочки, живущие там, тоже могли принять участие в изменении Кыргызстана и решать определенные социально-экономические проблемы страны через технологии. Обучение будет проходить в шести городах нашей страны.
Также я и моя подруга Салтанат Алиева стали представителями Facebook Developer Circle в Бишкеке. Facebook в разных городах мира организует встречи разработчиков. На этих тусовках рассказывается о новых технологиях и инструментах, с которыми работает компания и которые старается продвигать на глобальном уровне.
Facebook Developer Circle действует по всему миру: в Сан-Франциско, Сингапуре, Лондоне. На постсоветском пространстве Circle вначале появился в Минске, а теперь и у нас. В марте пройдет первый наш митап, он будет посвящен женщинам-разработчикам.
— Давайте поговорим о зарплатах в сфере IT. Какой самый большой заработок был у вас?
— Везде платят по-разному. Если вы работаете в коммерческой компании, то зарплата выше средней, по меркам Кыргызстана, если работаете на зарубежную компанию, то оклад будет еще больше. Однако никто не будет платить, например, тысячу долларов сразу. В самом начале оклад будет скромным, потому что у разработчика мало опыта и знаний.
Я не могу раскрыть размер своей зарплаты. Но могу сказать, что ее хватит, чтобы на неделю улететь в египетский серф-лагерь, арендовать лучшую доску, сходить в ресторан и еще взять с собой мужа (смеется).
— Вы стажировалиcь в крупной американской IT-компании, как вы туда попали?
Идея проекта — обмен и повышение знаний. Знаете, когда я попала в LinkedIn, была в восторге. Это очень крутая компания, которая готова принимать новых сотрудников и делиться знаниями. Я заметила, что в постсоветских странах в сфере IT отношение к стажерам немного токсичное. В Штатах все иначе, там новичков встречают очень радушно и помогают вникнуть в рабочие процессы.
Это была моя первая поездка в США. В Сан-Франциско я провела много времени. Там прекрасно все: климат, люди, и сам город очень красивый. Сегодня часто говорят, что в будущем править миром будут корпорации. Так вот, я это ощутила наиболее ярко. Практически каждый человек работает на какую-то корпорацию. Люди этого города не делятся на национальности, основное различие в том, кто в какой компании работает.
Меня удивило, что в Сан-Франциско мало людей пожилого возраста. Город наполнен молодежью, которая приезжает туда работать.
— А как вы оказались в тундре?
— Я приняла участие в конкурсе от Fjällräven. Эта компания выпускает продукцию для активного отдыха и туризма. Ежегодно они объявляют конкурс, в качестве заявки для участия я сняла ролик на тему глобального потепления. Он понравился судьям, и я оказалась среди тех счастливчиков, которые попали в экспедицию.
Мы проехали 300 километров на собачьей упряжке, провели 5 дней и 4 ночи в арктической тундре. Нас учили выживать в экстремальном холоде. Путешествие научило меня многому. В экспедиции я поняла, как важно иметь рядом надежного партнера и хорошую команду. Еще поняла, что не стоит бояться рисковать. Это было серьезное испытание, и я его прошла.
— Расскажите о самом тяжелом периоде в жизни.
Всем девушкам знакома ситуация, когда хочется уехать за границу, а тебе не разрешают, потому что ты девочка и вообще, зачем тебе это. Мне было сложно из-за этого. С мальчиками такого не происходило. Им легче, от них ничего не требуют. Пришел после учебы, может играть в компьютер, телевизор смотреть, поехать, куда вздумается. Все будут за него только рады.
В столице ситуация намного лучше, но в регионах… Там к девочкам очень требовательно относятся.
— Где лучше всего получить образование в сфере IT у нас в стране?
— Каждый решает сам — кому-то хватит средств на AUCA, кому-то не хватит и на учебу в Арабаева. Исходите из своих возможностей, ищите шансы и варианты, чтобы получить лучшее образование. Я хочу сказать, что нужно руководствоваться не престижностью профессии, выбирайте то, что близко вашему сердцу.
Если вам интересна сфера IT, пробуйте, это может вам совсем не понравиться, или, наоборот, вы станете лучшей версией себя. Знаете, в чем наша проблема? Дело в том, что родители не дают нам шанса пробовать. Они уверены, что "с первого выстрела" мы должны попасть на тот или иной факультет и стать успешными профессионалами. А так не бывает, надо пробовать и давать детям шанс на ошибки.
Когда поступал брат, я попросила маму и папу поддержать его выбор. Сначала он поступил в AУЦА на подготовительный курс, походил полгода — ему не понравилось, бросил учебу. Взял время для того, чтобы подумать, потом решил, что хочет изучать сельское хозяйство — быть агрономом. Поехал в Чехию, через год понял, что это не его. Потом поступил на факультет бизнес-администрирования в сельском хозяйстве, и эта профессия ему по душе.
Нормально, когда ребенок после 11-го класса может взять год передышки и подумать, чем он хочет заниматься, на кого стоит идти учиться. Нужно давать эту возможность, а не давить.
Обязательно почитайте историю Асель Сартбаевой, которая успела поработать в Кембридже, Оксфорде и университете Бата и входит в Королевское научное общество Великобритании.