В Пржевальске 2 сентября 1990 года два подростка захватили самолет с 17 пассажирами. Им удалось пройти в АН-28, имея при себе ножи и якобы пакет со взрывчатым веществом.
Согласно архивным документам, это произошло примерно в 12.30 по местному времени. Рейс Пржевальск — Фрунзе был задержан. Злоумышленники намеревались прилететь в столицу, а затем на этом же судне улететь в Южно-Африканскую Республику. Сначала сотрудники аэропорта подумали, что КГБ проводит тренировочные учения. Но чекисты обязательно предупреждали о подобных мероприятиях.
В той опасной для жизни многих людей истории пилоты самолета и сотрудники аэропорта провели переговоры с угонщиками, в результате которых все пассажиры были благополучно освобождены.
Когда преступники захватили самолет, в нем пилотов еще не было. Угонщики стали требовать прислать летчиков. Воспользовавшись моментом, шестеро пассажиров сумели выбраться из самолета. А сотрудница аэропорта Токтобюбю Давлетшаева старалась отвлечь вооруженных злоумышленников.
"В тот день я была начальником смены. Провела регистрацию пассажиров и отправила их к самолету в сопровождении нашего сотрудника. В какой-то момент прибежал мой коллега и сообщил, что самолет захватили. Я переспросила: "Как, кто захватил?" и побежала в ту сторону. Когда поднялась в самолет, увидела там трех подростков. В руках у двоих ножи, а у третьего — пакет, из которого торчали провода. Я спросила, куда они хотят лететь, нужны ли им билеты. Они стали ругаться матом и требовать, чтобы самолет взлетел. В какой-то момент один из них приставил мне нож к пояснице. Я сказала, что гожусь ему в матери, и он убрал нож", — вспоминает Давлетшаева.
Она добавила, что уговорила их освободить беременную девушку и пожилую женщину с ребенком. В архивных документах указано, что сотрудники аэропорта вели переговоры с угонщиками, в результате чего были освобождены три человека. Что касается преступников, то в бумагах комиссии, расследовавшей тот случай, написано, что их было двое.
Последующие переговоры были сложными, но в захваченный самолет под видом работников аэропорта сумели проникнуть сотрудники КГБ. Когда началась операция по захвату преступников, пилотам тихо было приказано отойти подальше. Затем были захвачены двое злоумышленников. Один из них, 15-летний Андрей Винников, работал на одном из крупных предприятий Токмока. Второй, 16-летний Алим Гаффаров, был студентом техникума механизации и электрификации сельского хозяйства из того же города. В той истории обошлось без пострадавших и жертв.
Вспоминая об операции по захвату преступников, Токтобюбю Давлетшаева говорит, что взрывчатки у подростков не было.
"Когда прибыл спецназ, я им сказала, что злоумышленники — молодые ребята, у них при себе только столовые ножи, и чтобы с ними обращались помягче. Но меня никто не слушал, подростков побили, спустили по трапу волоком и погрузили в машину. Оказалось, что они в маленькие баночки насыпали песок и воткнули в них провода. Никакой бомбы у них не было. После той истории я три дня болела", — рассказала она.
3 сентября Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело против подростков. В начале 1991 года Иссык-Кульский областной суд рассмотрел дело и приговорил Гаффарова к пяти годам лишения свободы, а второго ввиду возраста освободил от уголовного наказания. Это решение осталось без изменений и после рассмотрения в Верховном суде.
Кроме этого, для изучения обстоятельств дела была создана специальная комиссия. В течение месяца она установила подробности происшествия, внесла предложения и замечания в соответствующие государственные органы. Комиссия поставила ребром вопрос, почему в аэропорту не было сотрудников милиции. Согласно требованиям безопасности, пассажиров из здания аэропорта до самолета должны были сопровождать вооруженные сотрудники. МВД ответило, что в связи с началом учебного года большинство милиционеров несли службу в городе и для охраны аэропорта не было людей. Также сообщили, что аэропорт хорошо не охранялся и там нет объектов, подлежащих строгой охране.
В архивных документах указано, что сотрудники аэропорта Александр Французов, Андрей Дергачев, Токтобюбю Давлетшаева, Аманбай Акунов и Федор Никитин были награждены правительством. Но все участники тех событий говорят, что история эта быстро забылась…
Многие из тех, кто рисковал жизнью ради безопасности пассажиров, после развала Союза уехали работать в другие страны.