Казакунова и ее команда помогают не только женщинам, но и детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям. А еще они стараются изменить отношение общества к проблемам таких людей.
— Расскажите о себе. С какого возраста вы передвигаетесь в инвалидной коляске?
— С 19 лет.
— Вы пострадали в ДТП?
— Нет, когда мне было 12 лет, один мальчик во время игры толкнул меня в яму. Я тогда даже боли не почувствовала... После окончания школы приехала в столицу и поступила в мединститут. Учась на первом курсе, вышла замуж, а на восьмом месяце беременности у меня вдруг отнялись ноги. За один день! Потом выяснилось, что в результате того падения в детстве был поврежден спинной мозг...
— А как прошли роды?
— Врачи долго не могли понять, что случилось с моими ногами, перенаправляли меня из больницы в больницу. В конце концов нейрохирурги поставили диагноз "повреждение спинного мозга". Я родила в срок, но ребенка так и не увидела...
— Почему?
— Дочь родилась с помощью кесарева сечения. Мне сказали, что у нее какая-то патология, и даже не показали. Через два дня она умерла.
— Как муж воспринял известие о вашей болезни?
— Муж был хирургом, мы познакомились в институте. Он помогал мне морально и физически. Целый год я пролежала в постели, за мной ухаживали мама и ее сестра. Потом я стала ходить на костылях, позже — с палочкой. Смогла вернуться в институт и к моменту выпуска родила троих сыновей.
— Почему вы опять оказались в коляске?
— В 2009 году мне пришлось ездить по регионам в рамках одного проекта. В машине плохо работала печка, и я сильно замерзла. После той поездки у меня снова отнялись ноги.
— Дети тогда были маленькими?
— Нет, младший учился в 11-м классе. Сейчас все они уже семейные люди. Один окончил Академию МВД, другой — Медакадемию.
— Вы занимаетесь общественной работой, которая подразумевает частые поездки куда-либо. Вам требуется помощь?
— Нет, не особенно. Дома я, например, почти все делаю сама. Правда, для выполнения мелкой работы пришлось нанять помощницу.
— А супруг помогает?
— У него сейчас другая семья. Я живу одна.
— Наверное, когда у вас отнялись ноги, это был серьезный психологический удар…
— Знаете, я не думала, что всю жизнь проведу в инвалидной коляске. Верила, что когда-нибудь снова буду ходить самостоятельно. Но после того как стало ясно, что я прикована к коляске навсегда, впала в депрессию. Не хотела получать пенсию, чтобы не чувствовать себя инвалидом. Сильно тосковала. Когда приезжала в село, боялась встретить на улице одноклассников — мне было стыдно за свое состояние.
Принять это состояние и научиться жить заново мне помогла Асипа Мусаева, которая возглавляет объединение людей с ограниченными возможностями здоровья. Увидев их, я поняла, что люди с инвалидностью способны на большие дела. А потом и сама открыла общественную организацию.
— Вы столько лет учились на врача... Довелось хоть немного работать по профессии?
— Я работала в лаборатории отделения реанимации детской больницы №3, но со временем поняла, что общественная деятельность мне интереснее, и выбрала это направление.
— Когда вы создали свое объединение?
— В 2004 году. Сначала оно называлось "Общественное объединение людей с ограниченными возможностями здоровья Иссык-Кульской области". В феврале этого года мы изменили название, так как стали работать на республиканском уровне. Наша цель — изменить отношение общества к людям с ОВЗ. Существуют стереотипы, что инвалиды не могут учиться, работать, создавать семьи, а мы доказываем обратное. Сейчас работаем по пяти направлениям. Например, защищаем права людей с ОВЗ, проводим мониторинг исполнения государственных программ в отношении инвалидов.
— Приведите, пожалуйста, примеры.
— В рамках проекта на 2016–2021 годы проводятся тренинги для девушек-инвалидов: им рассказывают, как создать семью, помогают трудоустроиться. Недавно мы открыли учебный центр интернатского типа, где девушки проходят курсы маникюра, макияжа, рукоделия и так далее. Скоро начнутся уроки кулинарии.
— Как можно попасть на эти курсы? Каковы требования?
— Например, у женщин, которые хотят освоить мастерство маникюра, должны быть сильные руки и хорошее зрение. Желающие заполняют анкеты и проходят отбор. В прошлом году в центре учились 10 девушек, сейчас так же, но скоро примем еще пять. После окончания большинство из них будут работать дома. Можно и в салонах, но там, как правило, нет условий для сотрудников с инвалидностью.
— С какими проблемами к вам обычно обращаются женщины?
— Проблем много, особенно у инвалидов с детства. Им трудно найти себя, стать самостоятельными.
— А есть женщины, которые с вашей помощью обзавелись семьями?
Другая девушка, Гульмайрам, страдала "хрустальной болезнью". Она участвовала в летнем лагере по планированию семьи. Там была акушер-гинеколог, которая сказала: "Если у вас будут ко мне вопросы, обращайтесь". Гульмайрам стала консультироваться у нее и в конце концов забеременела. Однако вероятность успешных родов при таком заболевании крайне мала, врачи предупредили, что у нее может не выдержать сердце. Гульмайрам пришла ко мне за советом. "Риск большой, но решай сама", — ответила я и отправила ее к своему сыну-кардиологу. Он сказал, что проблем нет. В итоге Гульмайрам выносила и родила девочку, ей уже шесть месяцев. У ее мужа тоже инвалидность, он работает на рынке, шьет обувь.
— Значит, женщины с ограниченными возможностями здоровья могут обращаться к вам с любыми вопросами?
— Да, наши двери открыты для всех, кому уже исполнилось 16 лет. Мы не можем оказывать материальную помощь, но помогаем в обучении. Кстати, скоро начнет работать наш проект Baby Box — будем помогать беременным и роженицам с инвалидностью: покупать одежду для малышей, памперсы, мыло-моющие средства и другие необходимые вещи.