Прошлый год был неудачным по притоку прямых иностранных инвестиций, во всяком случае, такой была первичная информация. 25 апреля во время отчета в Жогорку Кенеше премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев рассказывал, что, по данным Нацстаткома, приток снизился на 7,6 процента. Как пояснял глава правительства, уменьшение инвестиций фиксируется не только в Кыргызстане, но и во всем мире.
Но спустя месяц на сайте Нацстаткома появилась совершенно другая информация: "по уточненным данным, инвестиции выросли на 38,1 процента".
Разница в 280 миллионов долларов
24 мая в отставку подал Олег Панкратов. Свое решение он объяснил тем, что "было много критики в мой адрес — со стороны депутатов ЖК, президента, премьера".
Через три дня, 27 мая, Нацстатком опубликовал уточненные данные по притоку прямых иностранных инвестиций за прошлый год. Падение 7,6 процента (общий объем — 569,8 миллиона долларов) сменилось на рост 38,1 процента (общий объем составил 851,7 миллиона).
Возник вопрос: не связан ли этот "взлет" с критикой правительства со стороны общественности и депутатов? Почему буквально несколько месяцев назад не было известно о таком возможном приросте? С этими вопросами мы обратились к Адилбек уулу.
"Нацстатком до этого опубликовал неуточненную информацию. Официальные данные обычно становятся известны в мае или июне. Ежегодно в Кыргызстан поступает инвестиций на 600-800 миллионов долларов", — сказал Адилбек уулу.
Он объяснил это тем, что многие предприятия и банки сдают отчеты по апрель включительно, поэтому Нацстатком публикует итоги года не ранее мая.
Проблемы с профи, или Вручить проштрафившимся госнаграды
"На госслужбе кадровый кризис. Хорошие специалисты туда не идут. Во-первых, маленькие зарплаты, во-вторых, карьерный рост делают не профессионалы, а люди с другими качествами. Поэтому на госслужбе лишь считаный процент профессионалов. Таким образом, большинство документов выходит с ошибками", — заметил Шаршеев.
Прокомментировал внезапный рост на примере условной частной компании и президент Ассоциации рынков Кыргызстана Сергей Пономарев.
"Если мой бухгалтер два месяца назад сказал бы, что инвестиции в компанию сократились на 7,6 процента, а сейчас извинился и рассказал об увеличении на 38 процентов, то я бы его как минимум уволил. Возможно, еще бы обратился в правоохранительные органы, чтобы они его проверили", — заметил Пономарев.
Он сказал, что точно не знает, какой метод подсчета у Нацстаткома, но, возможно, роль сыграл человеческий фактор.
"Раз есть такой взлет, то надо тем, кто получил выговоры, теперь вручить госнаграды", — с иронией добавил он.
Ответ Нацстаткома
"Окончательные данные готовятся на основе баланса. Предприятия отчитываются нам по ежегодным уточненным балансам с 1 марта", — отметила Бирюкова.
Ситуация, когда сильно отличаются предварительные и окончательные результаты, "не является из ряда вон выходящей", добавила представитель Нацстаткома.
А здесь вы можете узнать о еще большем расхождении — в миллиарды долларов. Речь идет о товарообороте с Китаем.