Компания Данияра Салякаева занимается поставками автомобилей из-за рубежа. Их закупают на специальных аукционах, а потом привозят в Бишкек. Предприниматель рассказал о тонкостях и секретах этого непростого бизнеса.
— Зачем вообще заказывать автомобили с каких-то непонятных зарубежных аукционов, если можно просто пойти на авторынок, посмотреть машины и купить любую?
— Хотя бы потому, что это дешевле. Возьмем, к примеру, распространенный вариант для любителей авто категории "люкс" — Toyota Sequoia. На нашем рынке она стоит порядка 20 тысяч долларов, а через аукцион с доставкой и растаможкой будет 15 тысяч. Если машина вам не понравится, вы сможете перепродать ее и заработать на этом. Другой пример: Toyota Camry 2009 года выпуска через аукцион обойдется примерно в 8 тысяч долларов, а если покупать ее здесь, цена вырастет до 10-12 тысяч. У этого способа покупки только один минус — доставка займет 2-3 месяца.
— Но ведь человек, по сути, покупает кота в мешке. Вдруг машина окажется "с сюрпризом"? Здесь хотя бы можно пощупать, посмотреть…
В США распространена система проверки автомобиля перед аукционом. Фиксируется все: по какому штату ездила машина, в какие ДТП попадала, как часто владелец посещал сервисный центр. Если авто попало в серьезную аварию, оно подлежит списанию.
— Какие машины самые популярные в нашей стране?
— Недавно я анализировал, какие автомобили заказывают кыргызстанцы. Чаще всего речь идет о Toyota и Lexus. Лидером по популярности является Toyota Camry — это действительно очень надежное авто, которое позволяет экономить как на топливе, так и на ремонте. Кроме того, Camry легко можно продать в случае необходимости.
Еще пользуются спросом Mersedes и BMW, но они все-таки проигрывают лидерам, ведь обслуживание таких авто стоит гораздо дороже. Что касается марок типа Chevrolet или Peugeot, то их у нас практически не встретишь, хотя цены весьма демократичные. Дело в том, что запчасти на такие авто будут стоить очень дорого, да и не каждый мастер возьмется их ремонтировать. Одна моя знакомая ездила на Peugeot и, когда машина сломалась, целый год не могла найти автослесаря: мастера просто не знали, как чинить такой автомобиль.
— Сколько денег нужно, чтобы купить машину, в которой было бы комфортно?
— Я как-то делал ролик для своего YouTube-канала. Была поставлена задача купить автомобиль за 500 долларов. На авторынок я приехал на такси, а уехал оттуда на Mitsubishi Galant. Конечно, это не люксовая машина, но она до сих пор на ходу. Так я доказал, что любой человек может купить себе авто — стоит лишь немного поэкономить.
На следующем уровне по степени комфорта — праворульные автомобили. Они стоят 2-3 тысячи долларов. Именно на таких ездят 60 процентов кыргызстанцев.
Если вы планируете потратить больше 8 тысяч долларов, стоит заказать авто из-за рубежа. К примеру, можно выбрать Honda CRV или Toyota RAV4 2008 года.
Если у вас больше 10 тысяч долларов, вы можете позволить себе разгуляться. Вообще, потолок нашего рынка — Lexus 570. Он надежен и пользуется большим спросом. За такого красавца придется выложить как минимум 25 тысяч долларов.
Кстати, можно купить более доступный аналог Lexus 570 — Toyota Sequoia. Это большой семиместный автомобиль с таким же двигателем и коробкой передач, зато он стоит от 15 тысяч долларов.
— У вас были необычные заказы?
— Мне запомнился клиент, который купил Ford Mustang 2015 года выпуска. Для нас это очень редкий автомобиль, в столице всего три таких. Оно и понятно: во-первых, для этой машины сложно найти запчасти; во-вторых, ее трудно перепродать. Было очень рискованно заказывать такое авто, ведь покупатель мог в любой момент сказать: "Извините, я ошибся, денег на машину у меня нет". В подобных случаях либо аукцион налагает штраф, либо нужно выкупать автомобиль за свой счет и перепродавать кому-то.
Впрочем, ту машину мы все-таки заказали. Авто было невероятно красивым: на него вышли посмотреть все таможенники. Покупатель получил еще и бонус — внимание окружающих. Предупреждаю: если вы интроверт, такая машина вам противопоказана.
— Я недавно была в Москве, и мне бросилось в глаза обилие разноцветных авто — синих, красных, зеленых. А у большинства кыргызстанцев серые, белые и черные машины...
— Не только у кыргызстанцев. В США, например, белые автомобили стоят дороже других. Это практичный цвет, даже после дождя машина выглядит опрятно. Когда у меня был автосалон, я сделал один интересный вывод: даже если белое авто в царапинах и стоит дороже остальных, его все равно купят. С серебристым цветом то же самое.
Черный цвет смотрится шикарно, на таких автомобилях ездят президенты. Однако все меняется, стоит черной машине немного запылиться...
— В 2020 году ставки на растаможивание импортных авто в Кыргызстане должны вырасти до уровня, установленного соглашением между странами Евразийского экономического союза. В этом случае импортные машины подорожают. Впрочем, Министерство экономики предлагает продлить льготный период. Как, по-вашему, ситуация отразилась на рынке?
— Таможенные пошлины начали увеличиваться пять лет назад, и к 2018 году в республику практически перестали ввозить автомобили из стран, которые не входят в ЕАЭС. Когда вернулись прежние тарифы, сюда опять начали импортировать тысячи машин. Разумеется, это сыграло определенную роль: машины стали доступнее, автопарк страны обновился. Впрочем, это касается лишь дорогих авто, которые стоят больше 8 тысяч долларов. Привезти автомобили дешевле практически невозможно: и в Европе, и в США они довольно дорогие.
— Что произойдет, если в Кыргызстане снова повысят тарифы на растаможку?
— Мы будем привозить машины из России. Конечно, их стоимость вырастет, так как в России автомобили стоят немного дороже, чем у нас. Проблема в том, что там нет системы, которая позволяла бы узнать историю конкретного авто. А вдруг оно краденое? А вдруг битое?
— Вы сказали, что сейчас в страну практически не ввозят бюджетные автомобили. Как думаете, смогут ли машины из России и Узбекистана заменить дешевые японские?
— Проблема в том, что они не такие дешевые. Скажем, новые узбекские Ravon стоят от 7 тысяч долларов в минимальной комплектации. Нашим гражданам пока довольно трудно осилить такие суммы.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что местные банки опасаются выдавать кредиты под автомобили: а вдруг человек завтра попадет в ДТП? Как он выплатит кредит за машину? В этом случае помогла бы страховка, но наше общество к такому пока не готово.
Я верю, что мы решим проблему, построив завод в КР. Благодаря Евразийскому экономическому союзу мы сможем сделать шаг в эту сторону. Много лет назад я встречался с иностранными инвесторами, которые сказали, что в Кыргызстане слишком маленький рынок: "Мы можем выпустить 5 тысяч автомобилей и продать здесь, но кто потом будет их покупать?". После того как республика вошла в ЕАЭС, эта проблема исчезла: мы способны производить те же электромобили и поставлять их в Армению, Беларусь, Казахстан и Россию.
— Электромобили сейчас вообще можно ввозить по нулевой ставке, но разве в Кыргызстане их покупают?
— У меня самого был Nissan LEAF — самый популярный из электромобилей. Это просто отличная машина! В США она стоит 4-5 тысяч долларов, а здесь с учетом доставки ее цена составит около 8 тысяч. Сначала я относился к этому авто, как к игрушке, оно ассоциировалось у меня с детскими машинками. Позже стало ясно: это обычный автомобиль, который ничем не хуже другим.
— Интересно, как его заряжают? Неужели вытаскивают из окна розетку с удлинителем?
Я подзаряжал машину в гараже, даже установил там специальный счетчик, чтобы знать расходы на электричество. Кстати, электромобиль — это невероятно экономично. В месяц я тратил всего 300 сомов — меньше, чем за проезд на маршрутке. За год мне удалось сэкономить на бензине 300 долларов, за это время я проехал 5 тысяч километров. Некоторые катаются в пять раз больше, а значит, могут сэкономить 1 500 долларов в год. По-моему, это здорово.
— А что будет, если машина разрядится где-нибудь за городом?
— Конечно, до Иссык-Куля вы не доедете, ведь, к сожалению, возле дороги нет зарядных станций. Нужно заранее рассчитывать маршрут. Я мечтаю заказать себе Tesla — она может проехать 300 километров на одной зарядке. Правда, стоит такая машина очень дорого — в США ее продают минимум за 30 тысяч долларов.
— Как вы думаете, будут ли кыргызстанцы пользоваться электромобилями?
— Да, за ними будущее. Они очень экологичны, чего явно не хватает нашему загазованному городу. Во многих странах у водителей электрокаров есть бонусы: отдельные полосы на дорогах, бесплатный проезд по платным трассам...
В конце концов, Кыргызстан не производит нефть, а вот электричества у нас много. Думаю, через пару лет здесь будет большое количество электромобилей.
— Я слышала, что как только автомобиль прибывает в Кыргызстан, с него сразу снимают катализатор. Благодаря этому устройству в воздух попадает меньше ядовитых выхлопных газов, и его наличие в машине — обязательное требование во многих странах...
— Действительно, вредные вещества из выхлопных газов оседают в катализаторе. Его на самом деле продают отдельно за пару тысяч сомов, потому что в устройстве много платины. Катализаторы снимают и по другой причине: после 20 лет использования они выходят из строя, машины становятся неисправными, а расход топлива увеличивается. Когда катализатор убирают, автомобиль начинает работать, как нужно.
Сейчас во всем мире устанавливают экологические нормы. Людям, которые ездят на старых и неисправных машинах, приходится платить увеличенный налог, а в некоторых городах им запрещен въезд в центр. Я уверен, что и мы придем к тому, чтобы защитить свой дом. Это только кажется, что природа все стерпит, — на самом деле мы должны приложить усилия, чтобы сберечь ее для детей.
Обязательно почитайте интервью с бишкекским риелтором Андреем Глуховским. Он сказал, как выгодно купить квартиру в столице.