Должен ли театр давать зрителю моральные установки, допустимо ли употребление на сцене нецензурной лексики, каких ориентиров не хватает современному зрителю — эти и другие вопросы корреспондент Sputnik Кыргызстан обсудил с руководителем знаменитого Волковского театра.
— Насколько мне известно, это первые гастроли Волковского театра в Бишкеке. С какими ожиданиями труппа приехала в Кыргызстан?
— Мы раньше никогда не бывали в Бишкеке. Естественно, с некоторым трепетом относимся к этим гастролям. Для нас очень важно, чтобы у вашего зрителя сложилось самое положительное впечатление от наших спектаклей.
— Бишкек — родина предыдущего художественного руководителя вашего театра Евгения Марчелли, а Русский драмтеатр для него родной. Это как-то отражается на настрое труппы?
— Все спектакли, которые мы покажем вашему зрителю, поставлены во времена, когда театром имени Волкова руководил Евгений Жозефович. Поэтому для нас очень важно, чтобы бишкекчане получили максимально положительное впечатление и о театре, и о работе Евгения Марчелли.
— Какие спектакли будут показаны в Бишкеке?
— Мы предлагаем вниманию вашего зрителя четыре постановки. Одна из них — "Две смешные истории о любви" — поставлена по известным водевилям Антона Павловича Чехова "Медведь" и "Предложение". "Лес" Островского не нуждается в дополнительной рекламе. Скажу только, что для ведущей актрисы нашего театра Татьяны Мальковой роль Гурмыжской в этом спектакле стала бенефисом. "Земля Эльзы" по пьесе уральского драматурга Ярослава Пулиновича будет интересна, скорее всего, взрослому поколению, ведь это спектакль о любви и счастье немолодых уже людей. Детям мы покажем сказку "Иван Царевич" известного драматурга Юлия Кима. Это очень красочный спектакль с танцами, спецэффектами и прекрасным юмором.
— Ожидаете ли вы какого-то иного восприятия спектаклей вашего театра местной публикой в силу другой ментальности, разрыва культурных связей, языка?
— Уверен, что наши спектакли будут понятны вашему зрителю. Я думаю, что мы не настолько отдалились друг от друга, чтобы стать чуждыми и непонятными.
— Кыргызская театральная культура многое взяла из русской, в том числе систему репертуарного театра. Не считаете, что она перестала быть актуальной?
— Исток у русской и кыргызской театральной культуры один — Станиславский. Мы все работаем в системе координат, которая была создана им. Она остается актуальной и сейчас, поэтому репертуарный театр в нашем культурном пространстве есть и будет. Думаю, в ближайшем будущем западная система проката спектаклей не сможет заменить его ни в России, ни в Кыргызстане. Во всяком случае, я не вижу для этого предпосылок.
— В нашей стране часто слышишь термин из советского прошлого "спектакль высокого гражданского и художественного звучания". Особенно часто им оперируют чиновники от культуры. Актуален ли этот термин в современном театре?
— Мне бы очень хотелось, чтобы он был актуален как можно дольше. Сейчас очень нужны именно такие спектакли. Нам их явно не хватает. Зритель устал от экспериментов в театре. Он тянется к спектаклям, дающим ориентиры и ответы на сложные жизненные вопросы.
— Должен ли театр давать зрителю моральные и этические установки?
— Почему нет? Уверен, что театр имеет на это полное право.
— В нынешние времена театр и идеология совместимы?
— Они всегда были и будут совместимы. Другое дело, какая это идеология.
— Советские зрители (в том числе и через театр) воспитывались на "Тимуре и его команде", "Молодой гвардии", Павке Корчагине, Алексее Маресьеве и других героях. Есть ли культурные и культовые герои у современного театрального зрителя? И должны ли они быть?
— Я убежден, что такие герои должны быть. Разве плохо, что на примере героев, которых вы перечислили, наше поколение усваивало такие качества, как честность, порядочность, любовь к своей стране, забота о ближнем, самопожертвование ради общих интересов? Сейчас нам всем не хватает таких ориентиров.
— Может и должен ли театр, конкретный спектакль и его режиссер давать рецепт наиболее удачного поведения в той или иной сложной жизненной ситуации?
— Может и должен. В конце концов, это одна из задач театра. Разве не так?
— Что важнее для современного театра — катарсис или интертеймент?
— Как вы относитесь к современной драматургии?
— Очень хорошо. Есть талантливые драматурги, которые пишут злободневные пьесы. И в репертуаре театра должно быть место для них. Другое дело, что таких авторов немного, ведь очень многое уже написано классиками. Очень трудно сегодня написать что-то оригинальное. Для этого нужно иметь большой талант.
— Каков разумный баланс между классикой и современной драматургией?
— Тут нет четких формул. Для каждого театра этот баланс свой. Если зритель лучше откликается на классику, то, естественно, ей нужно отдавать приоритет.
— Считаете ли вы, что классика требует осовременивания, редакции и поиска смыслов, которых в ней, возможно, нет?
— Я сторонник осовременивания классики и сам этим занимаюсь. Шекспир тоже брал какие-то классические сюжеты и "подгонял" их под свое время. Зритель должен понимать и воспринимать то, что видит на сцене. Иначе ему будет неинтересно.
— Должен ли театр уделять больше внимания спецэффектам, чтобы удержать зрителя?
— Самый главный спецэффект, который есть и будет, — это живое общение между актером и зрителем. Кино, телевидение и интернет не в состоянии дать это общение. И это всегда будет привлекать людей в залы. Других спецэффектов и не нужно. Они могут отвлечь зрителя от главного, увести его в другую сторону.
— На что театр не должен идти однозначно ради привлечения зрителя?
— На сцене не должно быть пошлости и чрезмерной жестокости. Это самое важное.
— Как вы относитесь к употреблению нецензурной лексики на сцене?
— Что бы вы посоветовали руководителям наших театров, которые хотят и могут ставить модерн, но уверены, что он здесь не найдет зрительского успеха?
— Это очень сложный вопрос не только для ваших театров, но и для всех российских. Если у вас есть такие возможности и руководители театров уверены, что зритель примет такие спектакли, то нужно идти на риск и ставить. Но не нужно проводить эксперимент только ради эксперимента.
— Должен ли талант быть голодным, а актер с полной самоотдачей играть за нищенскую зарплату?
— Талант должен быть голодным творчески, а не физически. Трудно, да и нельзя требовать от актера, который думает о еде, полной самоотдачи.
— Всегда есть достаточное количество молодых людей, которые хотят быть актерами. Как правило, их желание наталкивается на тезис родителей, что это несерьезная работа. Что бы вы порекомендовали тем парням и девушкам, которые слышат это от родных?
— Актер — это очень серьезная работа, с душой. Молодые люди должны понимать это сами. Поэтому при выборе профессии им необходимо тщательно взвесить все "за" и "против". Если есть сомнения, лучше заниматься чем-то другим.
— Остается ли весь мир театром, а люди в нем — актерами?
— До тех пор, пока люди будут оставаться людьми. Пока нами будут руководить инстинкты, эмоции и чувства, до тех пор и будет работать этот принцип.