Сейчас Айболот Айдосов работает в Бишкекском гуманитарном университете, преподает студентам журналистику. Два года молодой человек учился в Китае. Он рассказал, как живут в Поднебесной.
— Сейчас многих кыргызстанцев интересует, куда можно поехать, чтобы заработать. Есть смысл ехать на заработки в Китай?
— Не думаю. В КНР не решена проблема бедности. Каждый день множество китайцев из деревень переезжают в большие города, где ютятся в очень маленьких комнатках. Там вы не увидите, как в России, что все трудятся на равных условиях: своим гражданам правительство обеспечивает особые условия. Поэтому нет смысла ехать на заработки в Китай, если вы не являетесь уникальным специалистом. Дешевой рабочей силы у них и так достаточно.
— Сейчас миллионы китайских туристов едут в Россию. Даже дорогая Москва считается у них дешевой. Можно ли сказать, что низкие цены в Поднебесной — это давно миф?
Раньше я думал, что Китай производит невероятное количество товаров плохого качества, но, когда попал в эту страну, мои стереотипы растворились в воздухе. Я приземлился в очень современном аэропорту в городе Ханчжоу, где отличная инфраструктура. Местные жители по поведению не отличались от тех же европейцев.
— Сколько надо зарабатывать, чтобы нормально жить в китайских городах?
— Все мои расходы покрывала студенческая программа. Но судите сами: продукты там почти в два раза дороже, чем здесь, цены на квартиры — как в США и Европе (от 200 тысяч долларов). Для комфортного существования одному человеку нужно примерно 10-15 тысяч юаней (100-150 тысяч сомов) в месяц.
— В интернете есть много баек, что из-за государственной политики "Одна семья — один ребенок" многие китаянки избавлялись от беременности, узнав, что ждут девочку. Из-за этого в КНР сейчас очень мало женщин и все невесты якобы нарасхват. Это так?
— Я такого не наблюдал. Наоборот, когда рассказывал об этой байке местным девушкам, они удивлялись, что за них, оказывается, идет какая-то борьба.
Там другая проблема: мои друзья-китайцы признавались, что трудно жениться на образованной девушке. Дескать, те предъявляют к избранникам завышенные требования и без машины/квартиры даже смотреть в их сторону не станут. Парни говорят, что гораздо легче найти невесту из деревни.
— А разве на китаянок не давит общественность, чтобы они быстрее выходили замуж?
— Сельские жители беспокоятся, если дочь не вышла замуж к 20 годам. Однако в городе ситуация совсем другая. К примеру, мой научный руководитель стала доктором наук еще до того, как ей исполнилось 30! При этом она на замужем, но общество на нее не давит, хотя она единственный ребенок в семье.
— Представляю, что происходило бы у нас, если бы власти вдруг приняли закон, что в одной семье должен быть только один ребенок. Кто бы его соблюдал? Да никто! В Китае этот закон работал?
— Китайцы привыкли к тому, что законы нужно соблюдать, иначе последует жестокая кара. В городах это правило соблюдалось. Не зря детей, рожденных в те годы, называют "поколением императоров": родители, бабушки и дедушки отдавали им все лучшее. Но в сельской местности запреты умудрялись обходить, там были семьи, где воспитывали по 2-3 ребенка. Когда приезжали проверяющие, их просто прятали. Некоторые родители отдавали ребенка родственникам.
— Если судить о КНР по новостям, складывается впечатление, что в стране постоянно казнят коррупционеров...
— Там действительно строго относятся к законам, в памяти еще свежи воспоминания об эпохе Мао Цзэдуна, когда было казнено много людей. Строгость закона в Китае подкреплена страхом перед ним. Однако, на мой взгляд, если государство живет по правилам, в этом нет ничего плохого.
Да, в Поднебесной действительно борются с коррупцией, но при этом роскошь разрешена. Дети чиновников могут позволить себе многое, помню, некоторые студенты приезжали в университет на Lamborghini последней модели.
— Я слышала фразу: "Если раньше китаец мечтал о тарелке риса, то сейчас он жаждет, чтобы его дети учились в Лондоне". Это действительно так?
— Да, у Китая и китайцев большие амбиции. Разумеется, это касается и образования. Например, университет, в котором я учился, входит в топ-50 вузов мира. Китайская элита всеми силами стремится, чтобы ее дети обучались в европейских и американских университетах. Даже детские сады стараются нанять учителей английского языка.
— Для меня странно, что китайские вузы бесплатно обучают студентов из других стран, учитывая то, как они относятся к иностранцам: даже если человек из другого государства прожил в КНР всю жизнь, он все равно не будет "своим" окончательно.
— Лично я думаю, что студентов-иностранцев приглашают по большей части для того, чтобы почерпнуть у них что-то. Не секрет, что большинство иностранных граждан обучаются на гуманитарных факультетах, они не осваивают инженерные, технические профессии. Полагаю, таким образом Китай старается перенимать все лучшее, что есть в мире. В том числе через студентов он узнает об истории, культуре, политике стран, где у Пекина есть какие-либо интересы.
— В Кыргызстане часто ходят разговоры, что Китай мечтает присоединить территории других стран. Что вы думаете по этому поводу?
— Я не почувствовал такой угрозы. Да, КНР на самом деле очень сильное государство, которое тратит огромный бюджет на оборону. Но подход к делу у китайцев не военный, сегодня они вряд ли будут захватывать страны с танками и пулеметами.
Нет ничего хорошего в антикитайских акциях, которые иногда проходят в республиках Центральной Азии. Хотим мы или нет, но у нас есть общие границы с КНР. Это большое счастье, ведь сегодня с Пекином мечтает дружить весь мир. Нужно строить не стены, а мельницы — нынче ветер дует из Азии.
Обязательно почитайте интервью с Сыргой Камчыбековой, которая много лет провела в ОАЭ.