Несколько лет назад герой интервью вместе с семьей переселился в США. Мой собеседник собирался купить трак и стать дальнобойщиком, но к моменту, когда он получил лицензию водителя грузовика, траковый бизнес рухнул, и он остался работать в такси.
— Расскажите, кем вы работали до переезда в США?
— Это не имеет значения: ни моя профессия, ни мое образование там не пригодились, это был абсолютный старт с нуля.
— Почему вы решили уехать?
— Люди уезжают по разным причинам, чаще всего в поисках работы, безопасности, перспектив для детей. У нас было все вместе.
— Как вы представляли США до отъезда?
Впрочем, я не ожидал, что тут такой же бардак, как у нас. Думаю, мы слишком превозносим США. Да, тут больше денег, строже законы, государство помогает людям, но все же есть много своих проблем.
— Можно ли сказать, что в Штатах трудятся больше, чем в Кыргызстане, и поэтому там уровень жизни лучше?
— С одной стороны, мигранты и часть граждан США, мечтающих о заработке, действительно много работают. У них жизнь только из этого и состоит: работа и сон. С другой — система построена так, что многим просто невыгодно работать.
Пока гражданин США, особенно в либеральных штатах, беден, никто не станет взимать с него налоги, ему предоставят бесплатное жилье, дадут талоны на еду, обучат детей. Государство о таких людях заботится, так что с голоду никто не умрет.
Как только — не дай бог! — он начнет зарабатывать больше, потеряет все свои привилегии: социальное жилье, пособия, медстраховку. То есть бедные граждане получают бесплатное лечение на самом высоком уровне, а не бедные обязаны платить за семью до 2 000 долларов в месяц, чтобы получить медицинское обслуживание уровнем похуже.
Вот такая неидеальная система! Да, она защищает бедных, но совершенно не стимулирует развиваться, поэтому огромная масса людей работает мало, чтобы не выйти за этот порог. При этом весь социализм оплачивают даже не богачи, а средний класс.
Думаю, по этой причине из Нью-Йорка идет отток населения, люди уезжают в штаты, где налоги ниже.
— Насколько я знаю, снять квартиру в Нью-Йорке — это какая-то глобальная проблема, верно?
— Да, сделать это очень сложно, если нет документов и истории, хотя в некоторые дома заехать сложно, даже имея гражданство и хорошую работу. Владелец квартиры хочет гарантий, и арендатор должен либо внести огромный депозит (отдать деньги, равные полугодовой аренде), либо найти поручителя.
Нам повезло: нашлась девушка, согласившаяся стать поручителем для нашей семьи. Это большая ответственность, ведь в случае чего аренду должна была бы платить она.
Если у вас разнополые дети старше семи лет, не надейтесь снять каморку. Вы обязаны арендовать квартиру как минимум с двумя спальнями, это закон.
Зато если вы вдруг перестанете платить аренду, владелец квартиры не сможет просто так вас выселить. Особенно, если у вас дети. Такое решение можно принять только через суд.
— Вы писали о правилах выбрасывания матраца: если он не будет завернут в пленку, придется выплатить штраф в 100 долларов, так как клопы могут разбежаться по району. Это же благополучная страна, почему там не решена проблема клопов?
— Термин "благополучная страна" не совсем подходит для описания проблемы с клопами. Все сыты, одеты, обеспечены медицинским обслуживанием и образованием — вот что значит быть благополучным в моем понимании. Но обычное жилье в Нью-Йорке ужасное, возможно, что в других старых крупных городах тоже. То, что мы считали "хрущевкой" в Бишкеке или в Москве, тут — классная квартира!
Жилье тут дорогое, но при этом очень старое. Вам повезет, если вы снимете обычную квартиру в безопасном районе Бруклина дешевле, чем за 2 000 долларов. На Манхеттене (это историческое ядро города Нью-Йорка. — Прим. ред.) цена будет вдвое выше.
Молодые люди редко могут позволить себе целую квартиру, обычно они живут с кем-то еще либо даже арендуют место в комнате, в интернете полно подобных объявлений.
В квартирах нередки клопы, мыши и крысы, а тараканы, как мне кажется, здесь повсюду. Каждую субботу к тебе в дверь стучится специальный работник, который предлагает вытравить паразитов, но, видимо, это не особо помогает, если в подъезде живет пара нечистоплотных соседей. Вот такая специфика большого города, к этому быстро привыкаешь.
— Я где-то читала, что местным жителям запрещено устанавливать у себя стиральную машину. Почему? Как люди выходят из положения?
На самом деле это не проблема, потому что все горожане спокойно ходят в прачечные. Это как церемония: люди приходят туда, сушат вещи. Мне этот процесс даже нравится. Также сотрудники прачечной могут забрать ваши вещи и привезти уже чистыми и поглаженными, за отдельную плату, разумеется.
— В чем разница между работой таксистом в Бишкеке и Нью-Йорке?
— В Бишкеке я таксистом не работал. Что касается Нью-Йорка, то там все очень строго регламентировано. Например, ты не можешь курить в машине. Никогда, даже в пустой. Ты не можешь отказать пассажиру с собакой. Конечно же, ты не можешь работать таксистом без специальной лицензии и специального автомобиля.
— Вот бы нам такие правила, а то в Бишкеке постоянные скандалы с таксистами! Кстати, я слышала, что в Нью-Йорке таксисты как-то неприлично много зарабатывают, это так?
— Работая в такси, можно жить почти, как средний класс. Люди, которые вкалывают по 12 часов, в день зарабатывают 300-400 долларов. Если вычесть все расходы, в час получится где-то 25-30 долларов (около 2 000 сомов). Таким образом, доход трудолюбивого и выносливого таксиста может доходить до 8 000 долларов в месяц, но средний водитель имеет вдвое меньше.
Я бы не сказал, что в Нью-Йорке такси — это очень дорого. Многие предпочитают именно такси, так как поездка в общественном транспорте стоит почти 3 доллара (около 200 сомов). Иной раз дешевле собраться втроем или вчетвером и доехать на такси.
— Раньше в Нью-Йорке можно было купить "Тойоту Камри" за 15 тысяч долларов и таксовать. Сейчас власти решили бороться с излишним количеством машин, запретив регистрировать новые автомобили таксистов. Сколько теперь стоит стать таксистом в Нью-Йорке?
Если хочется ездить на своей машине, то разрешается купить автомобиль для перевозки людей с инвалидностью. Такой обойдется в 30-50 тысяч долларов. Также можно приобрести электромобиль, например "Теслу". Он будет стоить примерно 30-100 тысяч.
— Я слышала, что в Нью-Йорке какие-то невообразимые пробки…
— Да, они возникают по двум причинам. Во-первых, это нескончаемый ремонт дорог. Тут все делают долго и некачественно, и это одна из главных проблем Америки. Вообще все — долго и некачественно!
Поверьте, если любую компанию — например, парикмахерскую или кафе — из Нью-Йорка перенести в Бишкек, то она закроется, не выдержав конкуренции. У нас все намного лучше. Пожалуй, в США исключение составляет только премиум-класс.
Вторая причина пробок — грузовики. Дело в том, что в Нью-Йорке очень много маленьких магазинов, поэтому на обочинах часто припаркованы фуры, которые отгружают товар.
Ситуацию также усугубляют велодорожки, их проложили совершенно бестолково. В большинстве районов по ним никто, кроме доставщиков пиццы, не ездит. Многие жители не любят мэра именно из-за этих велодорожек.
— В одном из постов вы обмолвились, что там есть еврейские и "черные" районы. Насколько расовая проблема актуальна в США сейчас?
— Тут живет много национальностей. Что такое "черные" районы? Это не обязательно плохие места, есть разные "черные" районы, есть даже элитные. Просто люди любят жить рядом друг с другом.
И в криминальных районах живут трудяги, которые пользуются услугами такси, чтобы ездить на работу или отвозить детей в школу. То есть днем там относительно безопасно, даже для белых, но в темное время суток быть там не рекомендуется. Кроме того, из "черных" районов сложно уехать в центр города или аэропорт, скорее всего, придется углубляться в окраины, а это не очень выгодно в финансовом плане.
В действительности Нью-Йорк — это большой салат национальностей, но открытых расовых конфликтов я не встречал, здесь с этим строго. Никто не скажет вам ничего расистского, но при этом не думайте, что там все друзья: каждая община выступает за себя.