Значительное количество военнослужащих, инфицированных коронавирусом COVID-19 в военно-морских силах и сухопутных войсках США и других стран НАТО, свидетельствует о слабости медицинского обеспечения и военной организации коллективного Запада в целом.
По данным Министерства обороны США на 9 апреля, в экипаже атомного авианосца "Теодор Рузвельт" заражены коронавирусом 286 моряков. Корабль пришвартовался у острова Гуам в западной части Тихого океана, из 4 800 членов экипажа на карантине находятся 1 700. Фактически авианосец выведен из строя — запасные (сменные) экипажи бывают только на стратегических подводных лодках.
Ранее сообщалось, что двое заболевших COVID-19 выявлены в экипаже атомного авианосца "Рональд Рейган", который находится в Йокосуке (Япония) и выйдет из базы в море не скоро. Инфицированных наверняка прибавилось, поскольку военные моряки живут и работают в ограниченном корабельном пространстве. Отдельную каюту имеют даже не все старшие офицеры.
Тревожная ситуация сложилась и на борту авианосца "Шарль де Голль" ВМС Франции — 40 военных моряков из 1 760 членов экипажа находятся под подозрением на заражение коронавирусной инфекцией. Французский авианосец возглавлял многоцелевую группу в Атлантике с миссией "Foch", но из-за угрозы заражения всего экипажа раньше срока возвращается на военно-морскую базу "Тулон". Боевая миссия не выполнена.
Подводная лодка ВМС Нидерландов "Дельфин" в конце марта также прервала боевое дежурство в Северном море из-за вспышки коронавируса на борту (заболели 15 моряков). По возвращении на базу "Ден-Хелдер" (Северная Голландия) весь экипаж попал в карантин. Боевое дежурство сорвано.
Второй "Перл-Харбор"
С военной точки зрения приведенные факты — не случайная цепь событий, а проявление низкой боевой устойчивости ВМС в мирное время. Судите сами: два американских авианосца "на приколе" — это минус две авианосные ударные группы (АУГ) военно-морских сил США. Каждая АУГ действует в составе авианосца и десяти ударных кораблей и субмарин (общая численность личного состава достигает 9 000 человек). То есть с длительной утратой боеспособности "Теодора Рузвельта" и "Рональда Рейгана" США теряют возможность демонстрировать силу в ключевых регионах зоны Тихого океана. Коронавирус и сложившаяся ситуация фактически выключают потенциал двадцати ударных кораблей с 1 000 крылатых ракет морского базирования "Томагавк", 180 боевых самолетов (палубная авиация) и в общей сложности 18 тысяч военных моряков. Это же второй "Перл-Харбор". Причем Пентагон максимально "закрывает" информацию о проникновении коронавируса в войска, чтобы не ставить под угрозу оперативную безопасность. Реальная обстановка в ВМС США может быть гораздо хуже.
Голландская субмарина "Дельфин" с инфицированным экипажем ушла из района боевого дежурства на две недели раньше срока, и это брешь в системе морской обороны НАТО. Оперативно заменить лодку с экипажем невозможно, походы планируются на месяцы вперед (бюджет, снабжение, подготовка моряков). Таким образом, гипотетический противник на две недели получил полную свободу действий в Северном море. Для голландского флота факт позорный.
И во всех упомянутых случаях на фоне нескольких месяцев тяжелой пандемии COVID-19 экипажи следовало бы просто лишить берега на две-три недели до выхода в море (банальный карантин). Впрочем, коронавирус только "подсветил" недостаточный запас прочности (боевой устойчивости) Пентагона и НАТО.
Дух "летучего голландца"
Министр ВМС США Томас Модли оскорбительно отозвался о командире авианосца, который посмел "обнажить проблемы американского флота перед лицом китайской угрозы", и освободил капитана Крозье от должности за профнепригодность. Затем в отставку отправили самого министра ВМС. Под петицией о восстановлении Бретта Крозье в должности подписались более 253 тысяч американцев. Вся эта история свидетельствует о наличии проблем у Пентагона, о явном пренебрежении здоровьем моряков корабельного состава — элиты ВМС, что не прибавляет Соединенным Штатам военного могущества, а союзникам и партнерам американцев — безопасности.
Сегодня два американских авианосца находятся вблизи Персидского залива, "сдерживая" Иран. Если экипажи "Рузвельта" и "Рейгана" не пойдут на поправку, через несколько месяцев смены в заливе не будет. В строю ВМС США остается шесть авианосцев, включая те, что на ремонте и перезарядке реакторов. Потенциала трех АУГ на весь Мировой океан недостаточно, к тому же пандемия не достигла апогея.
Между тем Россия сохранила определенную систему вирусологической (эпидемиологической) безопасности, органы, инструменты контроля и Войска радиационной, химической и биологической защиты. Минобороны РФ войсковых маневров не отменяет. В российских Вооруженных силах сформированы 49 подвижных санитарно-эпидемиологических групп для выявления вирусоносителей. Ранее глава Минобороны РФ Сергей Шойгу заявил, что в российской армии нет зараженных COVID-19.