Из-за распространения коронавируса в Кыргызстане объявлены режимы чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации. Сегодня эпидемии противостоят многие государственные структуры, и ситуация буквально "экзаменует" тех, кто работает в исполнительной власти. Порядка 70-80 процентов сотрудников госорганов перешли на удаленный режим работы. В офисах остаются только руководители и особо важные специалисты.
Корреспондент Sputnik Кыргызстан расспросил министров, в каких условиях они работают и какие меры принимают.
Иногда ночует на работе
О рабочем графике министра иностранных дел Чингиза Айдарбекова рассказал его пресс-секретарь.
Глава МИД круглосуточно находится на связи с руководством страны. Довольно часто остается ночевать на работе. Не отдыхает даже в субботу, воскресенье и праздничные дни.
Главные направления работы министерства сегодня — непрерывная связь с партнерскими странами, помощь оставшимся за рубежом кыргызстанцам, оперативный обмен информацией и многое другое.
Никаких трудностей не боимся
Министр внутренних дел Кашкар Джунушалиев также работает круглосуточно, сообщает пресс-служба МВД. Он лично координирует всю работу в рамках режимов ЧС и ЧП, контролирует охрану зон обсервации, обеспечение надлежащих условий труда на санитарно-карантинных блокпостах, организацию пеших и автомобильных патрулей.
"У всех нас есть точные и правильно составленные рабочие планы. Никаких трудностей мы не боимся, это наша работа. Мы всегда готовы к обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью и охране порядка в стране", — заверил Джунушалиев.
Это хороший урок для всех
Рабочий день министра юстиции Марата Жаманкулова начинается в 9:00 и заканчивается в 20:00. Он говорит, что иногда задерживается на работе до полуночи.
"Конечно, семья беспокоится. У меня трое маленьких детей. Когда прихожу домой, меня встречает жена, выносит мою одежду на балкон, обувь чистит с хлоркой. Я тщательной мою руки и только потом иду к детям. Соблюдаем все правила и надеемся, что все будет хорошо.
На работе принимаем оперативные решения согласно ситуации. Могу сказать, что госорганы вообще стали оперативнее, исчезла бюрократия. Если другое учреждение сделало что-то неправильно или некачественно, мы стараемся помочь, так как это общее государственное дело. И хороший урок для всех нас.
Сейчас в центральном аппарате Минюста работают только 10-15 человек. Многие документы переведены в электронный формат".
Мы не были готовы к такой ситуации
Министр финансов Бактыгуль Жеенбаева рассказала, что и раньше не только в рабочие дни, но и в выходные трудилась с 9:00 до 21:00, а иногда и больше.
"Я привыкла работать ежедневно, поэтому мне сейчас не очень трудно. Но если говорить про все министерство, то трудности есть. У нас стало больше забот, а ответственность возросла. Поэтому мы принимаем оперативные меры для предупреждения рисков, начали разработку особого проекта бюджета. Кроме того, стараемся привлечь кредиты с минимальными процентными ставками и более длительными сроками (наподобие грантов). Временно приостановили финансирование неприоритетных расходов.
Честно говоря, никто не предполагал, что COVID-19 распространится по миру с такой скоростью. Последствия пандемии очень тяжелые, мы не были к этому готовы.
Во-первых, в республиканском бюджете не предусмотрены резервные средства для преодоления возникших трудностей. Во время подготовки бюджета на следующий год надо обязательно их предусмотреть.
В-третьих, не был проведен глубокий анализ бюджетных расходов на всех уровнях. Сейчас из-за этого тоже возникают проблемы. Значит, надо лучше анализировать и контролировать расходование бюджетные средств, их результативность.
В-четвертых, в сложившейся ситуации стало очевидно, что мы не полностью специализировали выполнение всех работ, не создали для этого подходящих условий. Чтобы бесперебойно работать в любых ситуациях, в будущем мы должны обучить сотрудников современным информационным технологиям и дистанционной работе".
Это путь к новым возможностям
Министр экономики Санжар Муканбетов сообщил, что находится на рабочем месте с 9:00 до 21:00.
"Мы сейчас работаем над тем, чтобы вернуть экономику в прежнее состояние. Только сегодня я провел пять встреч, в том числе с бывшими министрами финансов и экономики, выслушал их предложения. Готовим единую программу. Есть мнение, что после преодоления сложившейся ситуации откроются новые пути развития экономики, новые возможности для роста экспортного потенциала. Сейчас мы рассматриваем эти возможности.
Раньше мы уделяли мало внимания своим семьям, а теперь времени на это вообще нет. Но близкие понимают ситуацию. Когда я прихожу домой, не сразу здороваюсь с детьми. Сначала мою руки с мылом, обрабатываю их антисептиком и только потом иду к детям".
Нельзя зависеть от импорта продовольствия
Министр сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и мелиорации Эркинбек Чодуев отметил, что теперь государство должно обратить особое внимание на продовольственную безопасность.
"На работу я сейчас прихожу раньше и ухожу позже. Ежедневно держу связь с сотрудниками, работающими дома, и с регионами — по WhatsApp, Skype. На прошлой неделе после поездки с премьер-министром по Ошской и Джалал-Абадской областям три дня был на карантине. Анализы отрицательные, но мы все равно соблюдали правила. В те дни я работал дома.
Сегодня мы изучаем состояние Фонда госматрезервов. Знаете, после вступления в ЕАЭС мы сократили площади, засеваемые пшеницей, с 343 тысяч гектаров до 240 тысяч. Надеялись, что соседние государства обеспечат нас дешевой и качественной мукой. В этом году площади под пшеницу увеличили на 5 тысяч гектаров. Мы начали понимать, что надо быть независимыми от импорта продовольствия. Для этого Министерству сельского хозяйства должны быть переданы некоторые полномочия, а часть наших вопросов вполне могут решать местные власти.
Помогаем с доставкой
По словам министра транспорта и дорог Жаната Бейшенова, он приходит на работу к 8:30, а уходит после 20:00.
"Я работаю в прежнем режиме. Был создан круглосуточный штаб, охрана. По договоренности с Ассоциацией грузоперевозчиков мы помогаем перевозить медиков и доставлять гуманитарную помощь.
Конечно, все мы опасаемся заражения, тем более я живу с родителями, которые перешагнули 80-летний рубеж. Стараемся соблюдать правила, установленные Министерством здравоохранения".
У нас нет времени общаться с семьями
Министр чрезвычайных ситуаций Замирбек Аскаров рассказал, что на работу приходит в 8:00, а домой иногда возвращается после полуночи.
"Мы разделили сотрудников на две группы, они работают по графику, круглосуточно. В наши обязанности входят дезинфекция улиц и зданий, получение и доставка гуманитарной помощи, подготовка мест обсервации, обеспечение находящихся там людей питанием. В то же время я обязан создавать условия для своих сотрудников, организовать питание и для них, вовремя выдавать зарплату.
У нас не остается времени на то, чтобы пообщаться с семьей. Спим максимум пять часов, в остальное время работаем. Иногда спим всего два-три часа.
Я больше всего опасаюсь за своих маленьких детей. Когда прихожу домой, говорю им, чтобы отошли подальше. Одежду вешаю на дверь, брызгаю себя антисептиком, принимаю душ и только потом начинаю обниматься с домочадцами".
Нельзя сидеть сложа руки
Министр образования и науки Каныбек Исаков приходит на работу в 7:30 и уходит перед началом комендантского часа. Если остались какие-то дела, доделывает их дома.
"Настало время, когда надо принимать быстрые решения, быть готовым к любым неожиданностям, работать открыто и четко. Мы оперативно продезинфицировали школы, лицеи, колледжи, вузы, провели обработку согласно санитарным требованиям. Подготовили несколько общежитий вузов для обсервации.
Разработан антикризисный план системы образования. Чтобы провести четвертую четверть в школах дистанционно, за короткий срок было подготовлено 1 400 видеоуроков. В этой работе приняли участие более 200 лучших учителей страны. Сейчас нельзя сидеть сложа руки, надо использовать все возможности и с честью выйти из трудной ситуации".
Беспокоит, что коронавирусом заразились коллеги
Рабочий день министра здравоохранения Сабиржана Абдикаримова начинается в 6:30 и продолжается до часа-двух ночи.
"Мы работаем в усиленном режиме, решаем много проблем. На сегодня провели ПЦР-диагностику всех замороженных образцов, стали известны их результаты. Параллельно проводим лабораторные исследования анализов, которые поступают каждый день.
Полная информация о всех пациентах с коронавирусом в больницах включена в нашу базу. Мы отдельно работаем с теми, у кого есть клинические признаки, и с теми, кого выявили с помощью лабораторных исследований.
Нас очень беспокоит то, что растет число медработников, зараженных COVID-19. Здоровье коллег всегда будет на контроле. Для поддержки медиков из эпидфонда была выплачена дополнительная зарплата. Кроме того, со специального счета выделены дополнительные деньги за март, с прошлой недели их начали перечислять".
Раздача гуманитарной помощи
Министр культуры, информации и туризма Азамат Жаманкулов сообщил, что работает с 8:00 до 20:00.
"Культурные учреждения закрылись, работа приостановлена, но вместе с другими госорганами мы открыли штаб "Жардам" ("Помощь"). Работаем там круглосуточно. Моя жена беременна, она очень боится, ведь мы ежедневно общаемся со многими людьми и доставляем им помощь, а неизвестно, в каком они состоянии".
Плохая ситуация — хорошие дела
Министр труда и социального развития Улукбек Кочкоров находится на рабочем месте с 9:00 до 20:00. Он говорит, что иногда задерживается и дольше.
"Так как сейчас большинство работает на дому, у меня в подчинении осталось мало людей. Многие граждане обращаются за помощью. Например, после часа совещания в WhatsApp приходит около 300 новых сообщений, а телефон звонит постоянно.
Нынешняя ситуация показала, что необходимо разработать алгоритм работы во внештатных ситуациях. Это надо сказать открыто. Мы оказались не готовы к такому, поэтому не было возможности быстро организовать помощь нуждающимся. Сейчас открываем горячие линии, автоответчики.
Узнайте, где вы можете получить необходимую помощь, если относитесь к категории нуждающихся граждан, а также проконсультироваться по вопросам дистанционного обучения и психологической поддержки.