Турция входит в десятку стран, где наиболее сильна эпидемия COVID-19. Заразившихся уже больше 80 тысяч, а умерших — почти 2 тысячи. В этой стране учатся и работают многие наши соотечественники.
Sputnik Кыргызстан побеседовал с соотечественником Дастаном Разаком, который живет в Стамбуле. Он рассказал о ситуации в стране и положении кыргызстанцев, которые не могут вернуться домой.
— Сколько времени вы находитесь в Турции и чем занимаетесь?
— Я приехал сюда в 2016 году и поступил на историческое отделение университета "Докуз Ейлул" в Измире. Сейчас пишу докторскую диссертацию.
— Какова эпидемиологическая ситуация в стране?
— В Турции коронавирус появился чуть позже, чем в соседних государствах. Сначала эпидемия охватила Иран, Италию, потом инфекцию стали регистрировать в Ираке и Греции... Сюда она проникла лишь в середине марта, но стала быстро распространяться.
— Известно, почему?
— В принципе, темпы распространения вируса здесь примерно такие же, как в других странах. Мне кажется, причин две. Во-первых, в Турции очень активное воздушное сообщение — Стамбул является пересечением мировых авиапутей. Во-вторых, когда многие страны из-за эпидемии прекратили торговые отношения с Китаем и Ираном, бизнесмены стали приезжать в Турцию — в феврале и марте эта сфера сильно активизировалась.
— Как власти борются с распространением инфекции?
— Людей просят не выходить из дома без особой нужды. По телевидению выступали врачи и другие специалисты, которые рассказывали об опасности вируса. Звезды кино и шоу-бизнеса обращались к населению в социальных сетях. Закрыты крупные предприятия, торговые центры и учебные заведения. Запрещен въезд в крупные города и выезд из них, улицы регулярно дезинфицируют. Почти все, кто мог, перешли на дистанционную работу. В субботу и воскресенье 48 часов действует полный карантин, когда закрыты даже мелкие продуктовые магазины.
Согласно последней информации Министерства здравоохранения, количество зараженных в Турции уменьшается, а число выздоровевших, наоборот, растет.
— Люди соблюдают карантин?
— Когда COVID-19 только появился в стране, большая часть населения не восприняла ситуацию всерьез. На побережье, в скверах и парках было многолюдно. Сотрудники мэрии ходили по улицам и призывали всех сидеть дома, но, к сожалению, правила до сих пор нарушают. Однако людям младше 20 и старше 60 лет строго запрещено выходить на улицу, за нарушение им грозит штраф.
— Тем, кто остался без работы, оказывают какую-то помощь?
— Эксперты прогнозируют сильный экономический кризис после карантина. Какие шаги предпринимают турецкие власти в этом направлении?
— Президент Реджеп Тайип Эрдоган в своем обращении к нации заверил, что "Турция может сама себя обеспечить", объявил национальную акцию солидарности и сам в числе первых отдал на общие нужды семимесячную зарплату. Он призвал присоединиться к этой акции министров, депутатов, мэров, акимов, всех сотрудников госорганов.
— Каково положение медиков в стране, ведь они находятся в группе риска?
— Система здравоохранения Турции является одной из передовых в мире, страна даже направляет помощь в другие государства. Здесь производят лекарства для профилактики и лечения коронавируса. После начала эпидемии в работу ввели несколько новых больниц. А заразившихся COVID-19 врачей тут намного меньше по сравнению с другими странами.
— В Турции много кыргызстанцев — трудовых мигрантов и студентов. Как сейчас обстоят дела у них?
— Здесь две категории студентов — те, кто учится за свой счет, и те, кто получает стипендии от государства. Вторые живут в общежитиях и ситуация у них лучше, чем у контрактников.
Есть и те, кто живет сейчас в кыргызских общественных и культурных центрах. Например, в одном учреждении в Измире уже месяц находятся около десятка соотечественников, оставшихся без денег и жилья. Сколько времени они будут так перебиваться, неизвестно... В Анталье, Измире, Анкаре много кыргызстанцев, желающих уехать на родину, но ситуация осложняется тем, что перемещаться из города в город запрещено.
Узнайте, сколько кыргызстанцев не могут вернуться домой из других стран.