"Люди были в шоке!" Как две кыргызстанки путешествуют по стране за копейки

© Фото / Бермет БутешеваПутешествие по стране кыргызстанок Жанаркуль Доктурбековой и Бермет Бутешевой
Путешествие по стране кыргызстанок Жанаркуль Доктурбековой и Бермет Бутешевой - Sputnik Кыргызстан
Героини этого материала на днях вернулись из путешествия по югу Кыргызстана. За 17 дней они вдвоем потратили столько же, сколько в среднем стоит один бюджетный смартфон.

Путешествуя по родине, Жанаркуль Доктурбекова и Бермет Бутешева прошли пешком больше сотни километров, свыше трех тысяч проехали автостопом. Своим опытом они поделились в интервью Sputnik Кыргызстан.

© Фото / Предоставлено Жанаркуль ДоктурбековойКыргызстанки Жанаркуль Доктурбекова и Бермет Бутешева
Люди были в шоке! Как две кыргызстанки путешествуют по стране за копейки - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстанки Жанаркуль Доктурбекова и Бермет Бутешева

— Расскажите о себе.

Бермет: Я родилась и выросла в Бишкеке, по образованию переводчик (английский и французский языки). Последние три года работаю в сфере туризма, попробовала себя в качестве менеджера, потом ушла во фриланс и стала гидом.

Жанаркуль: Моя малая родина — Кочкорка. Окончив факультет международных отношений университета "Манас", я начала работать гидом и переводчиком — в этой сфере уже седьмой год. С Бермет нас свело общее дело: мы вместе работали в одной из крупных туркомпаний страны.

© Фото / Бермет БутешеваЖанаркуль Доктурбекова: окончив университет, начала работать гидом и переводчиком — в этой сфере я уже седьмой год

— Как пришла в голову идея устроить путешествие автостопом?

Бермет: Сначала мы хотели организовать путешествие по странам бывшего Советского Союза, но коронавирус изменил наши планы. Остановили выбор на юге Кыргызстана, потому что никогда не были в Баткене, — его попросту не включают в туры. К тому же нам стало интересно узнать, работает ли в республике автостоп, как на него реагируют люди.

Жанаркуль: Для иностранцев такая практика — привычное дело, но мы хотели проверить ее на себе.

© Фото / Жанаркуль ДоктурбековаБермет Бутешева: сначала мы хотели организовать путешествие по странам бывшего Советского Союза, но коронавирус изменил наши планы

— Как на вашу идею отреагировали родные?

Жанаркуль: Мы сказали родителям, что поедем в Сары-Челек, но вскоре они узнали правду. Перед поездкой мы сделали маленький логотип и обозначили маршрут на карте, опубликовав его в соцсетях. Публикацию увидели наши близкие, однако к тому моменту мы уже выехали из города.

На самом деле родители привыкли к нашей работе и постоянным путешествиям. Конечно, они беспокоятся, но в то же время радуются, что мы можем побывать в разных уголках родины. Думаю, именно такие путешествия помогут всем нам избавиться от глупых стереотипов и стать сплоченнее.

© Фото / Предоставлено Жанаркуль ДоктурбековойКарта маршрута
Карта маршрута

— Сколько вы потратили на путешествие?

Бермет: За 17 дней каждая из нас истратила 3,5 тысячи сомов на еду и 250 — на дорогу. На питании мы не экономили, потому что голодным ты не получишь удовольствия от путешествия, да и за спиной приходилось таскать громадные рюкзаки.

Как изменилась стоимость отдыха на Иссык-Куле с 2019 года — сравнение - Sputnik Кыргызстан
Как изменилась стоимость отдыха на Иссык-Куле с 2019 года — сравнение
Конечно, хотелось, чтобы транспортные расходы обошлись в меньшую сумму, но несколько раз мы были вынуждены брать такси или ехать на маршрутке, чтобы не ночевать на улице. За все время проехали автостопом свыше трех тысяч километров и прошли пешком 103 километра. Четыре раза ночевали в палатках, в остальное время нам навстречу шли друзья и их знакомые. На ночлег мы не потратили ни копейки.

Иногда мы приходили в село, знакомились с местными жителями и спрашивали, можно ли поставить палатку у них в саду. Однако в Кыргызстане живут очень гостеприимные люди, которые никогда не позволят гостю ночевать во дворе: они приведут тебя домой, накормят и организуют постель. Здесь попросту невозможно остаться голодным!

За нас переживали и водители: все спрашивали, не хотим ли мы есть, а одни даже купили нам еды в дорогу, хотя мы и отнекивались. Честно говоря, я думала, что такое радушие в нашей стране проявляют в основном к иностранным туристам, но и нас везде окружали заботой.

© Фото / Бермет БутешеваЖанаркуль Доктурбекова: из Бишкека мы доехали до Таш-Кумыра, откуда отправились в Сары-Челек, в окрестностях которого увидели шесть живописных озер

— Расскажите о вашем маршруте.

Жанаркуль: Из Бишкека мы доехали до Таш-Кумыра, откуда отправились в Сары-Челек, в окрестностях которого увидели шесть живописных озер. После поехали в Ош, а затем и в Алай, где тоже побывали на двух озерах. Далее мы отправились на Памир, добрались до пика Ленина. Побывав на Чон-Алае, мы доехали до последнего поселка у границы, а потом вернулись в Ош, который стал своего рода перевалочным пунктом.

Следующим пунктом маршрута был Баткен. Полюбовавшись красотами Сары-Тоо, отправились в село Зардалы, где планировали остаться на одну ночь, но местные жители оказались настолько добрыми и гостеприимными, что мы решили задержаться там. Следующими точками стали Сулюкта и Исфана. После мы вернулись в Ош, затем побывали в Арсланбобе, а оттуда приехали в Бишкек.

— Какое место произвело на вас самое сильное впечатление?

Отдыхающие на пляже. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Самые безопасные направления для туристов в 2020 году назвали эксперты
Бермет: Зардалы! Знакомые твердили, что мы туда не доедем, — дескать, путь слишком сложный и далекий, но нас это не остановило. Один находчивый таксист предлагал подвезти за тысячу сомов, тогда мы решили пойти пешком. Повезло, что одна семья довезла нас до горячего источника — последней точки, где может проехать машина. Оставалось восемь километров пешего пути — чем дальше мы шли, тем сильнее захватывало дух: тропинка над обрывом сужалась, а внизу бурлила река. Казалось, что мы в приключенческом фильме!

Среди скалистых гор нас встретило маленькое село, утопающее в зелени. В Зардалы не было света и связи, но мы прекрасно провели время и познакомились с замечательными людьми.

© Фото / Жанаркуль ДоктурбековаСело Зардалы
Село Зардалы

— Какое знакомство запомнилось вам больше всего?

Бермет: Мы встретили столько интересных людей, что выбрать единственного — непростая задача, но одно знакомство запало мне в душу. На берегу реки в Зардалы мы заметили женский силуэт. Издалека показалось, что это взрослая женщина, но как только она подняла голову, я увидела, что на вид ей не больше 15 лет. Девочка мыла посуду. Мы познакомились, и она пригласила нас домой, где меня и Жанаркуль окружили дети. В семье их было шестеро — три девочки и три мальчика, самой младшей пять лет.

Путешествие французского писателя, инженера Улисса Любена в Кыргызстан - Sputnik Кыргызстан
Я вновь осознал, что жизнь может быть красочнее, — француз о поездке в КР
Их воспитанность, дисциплина и улыбчивость поразили меня. Старшая девочка доила корову, ребята ухаживали за огородом, пекли хлеб, готовили айран — каждый был занят своим делом. Дети просили нас остаться, а мы не смогли им отказать и согласились задержаться еще на одну ночь. Их глаза светились добротой и счастьем, несмотря на такой тяжелый быт.

Жанаркуль: Расскажу о другой встрече. В одном из баткенских сел мы ночевали у учительницы кыргызского языка. Женщина рассказала, что детям мигрантов приходится тяжело без родительской заботы, поэтому она старается оказывать им психологическую поддержку. Так неравнодушному педагогу удается предотвращать трагедии, потому что иногда дети просто не выдерживают и решают свести счеты с жизнью.

Бермет: Учительница говорила, что по глазам видит, когда ребенку плохо. В такие моменты она старается аккуратно беседовать с учениками и помогает им советами, объясняя, что в жизни бывают разные ситуации, но всегда есть выход.

© Фото / Жанаркуль Доктурбекова Базовый лагерь у пика Ленина
Базовый лагерь у пика Ленина

— Насколько тяжело одолеть путешествие автостопом, ведь приходится столько ходить пешком!

Жанаркуль: Мы не бронировали отели или хостелы, потому что таскали ночлег за спиной — в нашем случае это большие сумки со спальниками и палаткой по 13-15 килограммов. Конечно, порой приходилось непросто, особенно когда мы прошли пешком 30 километров по Алайской долине, где сильные ветра и слепящее солнце.

Бермет: Именно такие моменты остаются в памяти… Тогда мы поняли, что, оказывается, можем пройти столько километров в жару и ветер, сгореть, но дойти до цели! Стоя посреди пустого поля, ты понимаешь, что у тебя нет другого выхода, кроме как идти вперед.

Прости, Европа, ты неинтересна — блогер из России после поездки в КР. Видео - Sputnik Кыргызстан
Прости, Европа, ты неинтересна — блогер из России после поездки в КР. Видео
Однажды мы промокли до нитки, спускаясь с Сары-Челека: пришлось пройти 15 километров под дождем. К счастью, в итоге нас довезли до ближайшего села, где мы смогли обсохнуть и сменить одежду.

К концу одного из таких выматывающих походов мы просто легли на асфальт от усталости. Тогда нам повезло — тут же мимо проехала машина, которая подвезла нас до следующего дома.

— А были моменты, когда вы жалели, что затеяли такое путешествие?

Бермет: Удивительно, но ничего подобного не происходило: вместо этого мы в шутку восклицали: "О Боже, зачем я это делаю!". Кстати, за 17 дней мы с Жанаркуль ни разу не поссорились, а к концу путешествия и вовсе научились понимать друг друга без слов.