Большую часть автотранспорта, задействованного в XXII летних Олимпийских играх в Москве, создали именно к этому спортивному празднику — в СССР попросту не было автотехники для перевозки спортинвентаря, обеспечения работы судейских бригад и решения прочих специфических задач.
Среди советских республик, работавших на Олимпиаду-80, были Латвия, Армения, Грузия, Украина и Россия.
В целом в Играх задействовали 5 400 автобусов, 350 микроавтобусов, 2 100 легковых автомобилей, 2 300 грузовиков. Непосредственно в обслуживании олимпийцев были заняты 550 автобусов, 350 микроавтобусов, 1 300 легковых машин, 30 грузовиков и 240 специальных авто.
Основная нагрузка — на латвийский РАФ
Наибольшее количество заказов на разнообразные олимпийские машины получила Рижская автомобильная фабрика (РАФ). Инженеры-конструкторы создавали с нуля и дорабатывали старые модели "рафиков", чтобы получить судейские машины, автомобили-лаборатории, машины для перевозки инвентаря и спортсменов, тягачи для яхт и даже пассажирский автопоезд для олимпийской деревни.
Самым известным из семейства рижских микроавтобусов стал РАФ-2907, сопровождавший олимпийский огонь из Афин в Москву. Машина отличалась особым салоном — в задней части находились отсек для хранения факелов и газовые баллоны для их заправки, системы принудительной вентиляции и пожаротушения. А в передней части микроавтобуса были установлены диван, письменный стол со стулом, имелись гардероб, холодильник и кондиционер.
От своего собрата РАФ-2203 олимпийский "рафик" отличался еще и радиатором большего объема, а также электрическим вентилятором для его обдува. Такое решение понадобилось, чтобы обезопасить РАФы от перегрева во время длительного движения со скоростью бегуна (10-15 километров в час). При этом во время сопровождения спортсменов в багажном отсеке РАФ-2907 постоянно горели три газовые горелки, от которых можно было зажечь факел в случае его затухания.
Еще одна удачная автоновинка — электрический РАФ-2910, спроектированный и построенный для сопровождения представителями оргкомитета легкоатлетических марафонов. Если бы машина была обычной, бегунам пришлось бы дышать выхлопными газами. А так было комфортно и спортсменам, и оргкомитету — боковые двери располагались по обеим сторонам микроавтобуса, в салоне имелись два стола и поворотные кресла, которые облегчали судьям работу во время соревнований.
Был построен и седельный тягач на базе обычного "рафика" под названием РАФ-3407 — этот пассажирский автопоезд с двумя полуприцепами возил пассажиров по олимпийской деревне. В каждом из полуприцепов было пять рядов пластиковых сидений, по четыре кресла в каждом, вагоны имели громкоговорители для объявления остановок и кнопки для вызова водителя. По окончании Олимпиады эти автопоезда переехали на ВДНХ, а один вернулся в Ригу и возил гостей Межапарка.
Олимпиада-80: заработать не дал бойкот, но Москва сделала невозможное
Стоит отметить, что латвийские "рафики" собирались на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 "Волга", а затем на агрегатах ГАЗ-24, включая двигатель и коробку передач.
Ереван учился у Латвии
В том, что активное участие в создании автомобилей к Олимпиаде-80 принимала Армения, есть и заслуга Латвии. К середине 1960-х годов рижской фабрике не хватало мощностей для производства развозных фургонов РАФ-977К грузоподъемностью 850 килограммов, построенных на базе пассажирского РАФ-977Д, и в 1966-м модель передали недавно построенному заводу ЕрАЗ. А когда перед Олимпиадой встал вопрос о создании небольших грузовиков-рефрижераторов для перевозки продуктов, их разработкой занялись инженеры из Армении.
Автомобиль получился угловатым, в его производстве использовались двигатель от ГАЗ-24Д и трансмиссия от УАЗа, но со своей задачей — развозить по олимпийской деревне продукты — он справлялся хорошо. Мощности "холодильника" хватало, чтобы при уличной температуре +35...+40 градусов поддерживать в кузове от +5 до –10 градусов. В итоге летом 1980 года ереванские автомобили работали не только на обслуживании олимпийских точек общепита, но и продуктовых магазинов в центре Москвы.
Грузия тоже не осталась в стороне
Для Олимпиады-80 были задействованы и специалисты Кутаисского автомобильного завода, где с конца 1950-х годов выпускали седельные тягачи под маркой "Колхида". Они были далеки от идеала, из-за чего вплоть до развала производства в 2001-м о заводе ходили обидные анекдоты, но руководство страны решило, что именно на базе тягача КАЗ-608В "Колхида" должен быть построен автопоезд, а на базе ГКБ-9928 — полуприцеп для перевозки лодок для академической гребли, байдарок и каноэ.
В итоге "Колхиду" собирали в Кутаиси, а полуприцеп был разработан силами ГКБ по автоприцепам в городе Балашове (Саратовская область) и изготовлен на украинском Ворошиловградском автосборочном заводе (позже — ОАО "Луганский автосборочный завод").
Бар-буфет прямо в автобусе
На крупнейшем в СССР заводе-производителе автобусов — ЛАЗе (Львовский автобусный завод) — сконструировали специальную модификацию междугороднего автобуса ЛАЗ-5255 для сопровождения олимпийского огня. Салон был разделен на две части: пассажирскую, в которой размещались 14 поворотных кресел, телевизоры, видеомагнитофон и магнитола (рядом с каждым креслом имелись складной столик для ведения репортажных записей, пенал для канцтоваров и подстаканники), и купейную, в которой восемь широких кресел могли трансформироваться в два полноценных спальных места.
Вкусовые потрясения — что пили и чем закусывали в дни Олимпиады-80
Кроме того, в салоне были гардероб, санузел и бар-буфет. Автобус оснащался ярославским дизелем ЯМЗ-740, а использовали его для нужд пресс-центра.
При этом основной объем пассажирских перевозок на Олимпийских играх взяли на себя серийные междугородние автобусы ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р. Несколько сотен машин построили специально для Игр, но до начала Олимпиады их успели обкатать.
От "улучшенного для Москвы" до "кинопередвижки"
Свой вклад в создание олимпийских автомашин внес и Павловский автобусный завод (Нижегородская область России). На Играх работала партия автобусов ПАЗ-672УМ, причем буквы "УМ" расшифровывались как "улучшенный для Москвы". Интерьер, по мнению автоэкспертов, был на порядок выше имевшихся в те годы аналогов. Более того, была даже сделана полноприводная версия с двумя пассажирскими дверями и улучшенной отделкой — ПАЗ-3201УМ.
Инженеры Павловского автобусного завода создали для Олимпиады и новую передвижную телестудию — "кинопередвижку", получившую индекс ПАЗ-3916. Конструкторы работали в тесном сотрудничестве с Кировоградским заводом радиоизделий — на ПАЗе делали кузов с четкой подгонкой всех мест крепежа, а в Кировограде монтировали телеоборудование. Примечательно, что в олимпийской серии "кинопередвижек" отсек водителя был наглухо отгорожен от рабочей зоны — прямой эфир во времена СССР был делом государственной важности, и никто из кабины не должен был попасть в рабочую зону.
Чем хвасталась Киргизская ССР на Олимпиаде-80 и как Советский Союз удивил мир
Передвижные телевизионные станции были сконструированы и построены также на базе полуприцепа ОдАЗ-936 производства Одесского автосборочного завода с тягачом КамАЗ-5410 — под названием ПТВС-3ЦТ. И на базе фургона ЛиАЗ-5932 Ликинского автобусного завода — ПТС-ЦТ "Магнолия".
А еще на Павловском заводе к Олимпиаде-80 собрали передвижную медицинскую лабораторию со всем необходимым оборудованием — ПАЗ-672ТЛ. Это были два спецавтобуса, вместе образующие лабораторный комплекс для обследования спортсменов. В первом была размещена аппаратура для медико-биологических обследований, во втором — кабинет для педагогических и психологических обследований.
Лошади, байдарки и каноэ
Созданные специально для Игр машины зачастую были первыми подобными транспортными средствами в СССР.
Как, скажем, специализированный автомобиль для перевозки лошадей КАвЗ-5982 на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1 Шумерлинского завода в Чувашии. До него ничего подобного в Советском Союзе не было, а к Олимпиаде сконструировали фургон для перевозки пяти животных и 250-300 килограммов сена с отсеком для трех сопровождающих — ветеринара, конюха и тренера, причем со спальными местами. Выпускал этот автомобиль Курганский автобусный завод (КАвЗ).
Какие объекты были построены к Олимпиаде-80 в Москве — инфографика
Или авто модели 3915 на шасси ГАЗ-53А для перевозки лодок, байдарок и каноэ, разработанное также в Шумерле. Сверху на фургон крепилась специальная ферма с ячейками в три ряда для лодок, внутри закрытый кузов был разделен на два отсека — для отдыха сопровождающих и лодочных комплектующих.
Так что с задачей придумать и выпустить достаточное количество транспорта для XXII Олимпийских игр СССР справился.